ОНР 4 уровня: причины, симптомы, характеристика, коррекционная работа
ОНР в логопедии расшифровывается как общее недоразвитие речи. Вопросами классификации коммуникативных дефектов данной группы занимались Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Л.Ф. Спирова. Исследования и анализ полученных результатов проводились в 50-60 годах XX века. Совместная работа профессиональных логопедов и педагогов позволила выявить 4 уровня ОНР: I, II, III представлены в трудах Р. Е Левиной, а IV описан в книге Т.Б Филичевой «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста».
Описание
ОНР IV уровня относится к легкому типу недоразвития речи у дошкольников. Дефект может остаться незамеченным, если к говору ребенка прислушивается не профессиональный логопед, педагог. Речь дошкольника понятна, но отличается сбивчивым темпом, несвязностью при составлении рассказов, смешением небольшого числа звуков, пропуском слогов в сложных словах. Но даже такие незначительные пробелы в артикуляционном, коммуникативном развитии могут стать причиной неуспеваемости в школе, трудностях в усвоении учебной программы.
Причины
Тщательный анализ речевых навыков детей с ОНР 4 степени позволил Т. Б Филичевой говорить о возможных причинах коммуникативного недоразвития. Профессор логопедических наук считает, что замедленный темп формирования речи в большинстве случаев обусловлен следующими негативными факторами:
- родовая травма;
- длительные соматические заболевания в раннем детском возрасте (синдром госпитализма);
- неблагоприятная речевая среда;
- дефицит в общении;
- билингвизм;
- психологические травмы.
При этом у дошкольников с IV уровнем ОНР не наблюдаются нарушения в работе ЦНС, слуха, зрения. Так же обращает на себя внимание тот факт, что речевые дисфункции хорошо поддаются лечению и коррекции.
Симптомы
Все уровни общего недоразвития речи по Левиной, Филичевой характеризуются индивидуальными и общими симптомами. У детей с IV степенью недоразвития речи наблюдаются следующие признаки дефекта артикуляции:
- Недостаток дифференциации звуков [р]-[рь], [л]-[ль], [щ]-[ч], [ть]-[ц], [с]-[сь];
- Элизии — сокращение количества звуков в словах (велопед — велосипед, корабик- кораблик), реже пропуск целых слогов;
- Парафразия — нарушение темпа речи. Дети пропускают слова в предложениях, говорят быстро, невнятно. Большой текст из 10 предложений сокращают при пересказе до 2-4;
- Персеверация — повторение одного слога в слове несколько раз (библиотека библилиотека);
- Смешение родовых и видовых понятий (вместо названий отдельных птиц используется общее слово «птичка»);
- Смешение признаков. Старый = взрослый, длинный = большой;
- Сложности при словообразовании. В основном это употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных и прилагательных (изюмка-изюминка, пальтовка-пальтишко, волкин-волчий);
- Незначительная ограниченность словарного запаса. Дети стараются пользоваться знакомыми единицами речи, чтобы не допускать лексические и грамматические ошибки;
- Затруднения в понимании абстрактных понятий, слов с переносным значением, смысловой нагрузки пословиц;
- Нарушения могут носить непостоянный характер. Если детям предлагают выбрать из двух вариантов только правильный, обычно задача выполняется верно;
- Пропуски или замена союзов в предложениях (я побежал, куда сидел щенок — где сидел щенок; мне сказали, я не трогал горячий чайник — чтобы я не трогал горячий чайник);
- Инверсии;
- При составлении рассказа используют малоинформативные, простые предложения;
- При описании картинки дошкольники испытывают трудности с выделением главного и второстепенного, логически «застревают» на незначимых для повествования деталях, неоднократно повторяют один-два эпизода;
- В связной речи и при выполнении заданий логопеда детям сложно подбирать неоднокоренные синонимы. Дошкольники предпочитают пользоваться приставкой не- (большой — небольшой, красивый-некрасивый).
ОНР 4 уровня считается незначительным типом расстройства речи по сравнению с другими заболеваниями. Пробелы в развитии выражены неярко, устраняются за короткий период времени. Но если ребенок не получает помощь логопеда-дефектолога нарушение речи скажется на его интеллектуальном росте, успеваемости в школе.
Читайте также:
Характеристика 1 уровня ОНР
Характеристика 2 уровня ОНР
Характеристика 3 уровня ОНР
Диагностика
Для постановки диагноза педагогам, логопедам требуются: характеристика дошкольника от воспитателя ДОУ и практическое взаимодействие с ребенком. На заседаниях ПМПК используется определенный набор упражнений и заданий, который помогает выявить ОНР быстро:
- Беседа с дошкольником. Ребенок отвечает на вопросы о месте жительства, говорит, как его зовут, сколько ему лет, с кем он пришел и так далее.
- Составление рассказа по картинкам.
- Выполнение простых заданий для выявления уровня сформированности мышления, логики, интеллекта: убери лишнее и объясни свой выбор, посчитай, что на картинке нарисовано неправильно, скажи ласкового, подбери синоним-антоним и т.д.
- Обследование моторики. Ребенок обводит картинку по пунктирам, рисует прямые, изогнутые линии.
- В момент беседы с дошкольником оценивается слоговая структура речи, уровень освоения грамоты.
Кроме непосредственного обследования дошкольника для диагностики ОНР 4 уровня потребуются заключения терапевта об общем соматическом здоровье малыша, сбор сведений о беременности и родах матери, заключения детского психолога и невролога.
Характеристика ребенка
При ОНР 4 уровня характеристика на ребенка составляется логопедом или воспитателем детского сада. Документ необходим родителям для прохождения ПМПК перед поступлением в 1 класс спецшколы или логопедическую группу ДОУ.
Для составления характеристики на ребенка можно пользоваться таким планом:
- ФИО воспитанника ДОУ, год рождения, паспортные данные родителей.
- Уровень физического развития (группа здоровья, уровень развития моторики, ведущая рука).
- Психологическая характеристика дошкольника (поведение в ДОУ, на занятиях, особенности взаимодействия с детьми, педагогами).
- Объем словаря.
- Сформированность слоговой структуры речи.
- Уровень слуховой дифференциации.
- Громкость голоса.
- Особенности связной речи.
- Положительные стороны личности ребенка.
Кроме перечисленных пунктов, педагог может кратко добавлять те моменты, которые считает важными для составления объективной картины о состоянии здоровья дошкольника.
Логопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:
Коррекция
Для логопедической работы по коррекции недоразвития речи 4 степени важно провести диагностику остаточных явлений речевой дисфункции, выявить сохраненные компоненты коммуникативной системы каждого детсадовца и особенности психического развития воспитанника.
После составления индивидуальной карты ученика, логопед может приступить к разработке программы занятий.
Обычно перед педагогом стоят следующие задачи:
- Развить у ребенка фонематический слух;
- Дифференцировать звукопроизношение;
- Закрепить навык говорения многосложных слов;
- Научить звуковому анализу и синтезу фонем;
- Расширить словарный запас;
- Обучить азам грамоты: чтение и письмо.
С учетом поставленных целей и задач логопедическая работа по увеличению лексического запаса может включать в себя следующие задания и упражнения:
Подбор предметов с тем же признаком
Педагог дает ориентир: белый цвет предмета. Задача воспитанника придумать не менее 5 слов с таким же признаком (существительных). Белый мел, снег, халат, лист бумаги, сахар, мука.
Разгадывание загадок и узнавание предмета по описанию
Логопед зачитывает загадку или текст с описанием предмета, дошкольник угадывает.
Спит в берлоге, сосет лапу — медведь.
Есть орехи, прыгает по веткам — белка.
Жужжит, летает, с цветов нектар собирает — пчела.
Подбор однокоренных слов
Педагог дает опорное слово, может помогать составить первую пару, далее ученик работает самостоятельно. Лес — лесной, пар — пароход.
Объяснение переносного значения слов.
Волк воет, ветер воет; часы ходят, люди ходят.
Образование притяжательных прилагательных с помощью суффиксов.
Волк — волчий, лиса — лисий, заяц — заячий.
Для формирования грамматического строя языка у детей с ОНР 4 уровня подойдут следующие упражнения:
- Изменение слов по числам, лицам, падежам.
Это требует речевой практики. Можно использовать хоровое проговаривание.
- Пересказ текста или собственное высказывание от разных лиц.
Ребенок рассказывает историю от действующего лица (я), от наблюдателя (от лица другого человека).
- Построение коротких и распространенных предложений.
Советуем начинать работу так: педагог предлагает воспитаннику ситуацию, например, девочка идет по улице. Далее логопед задает вопросы: куда идет, зачем, во что одета, кто находится рядом и так далее. Отвечая на них, дошкольник использует опорную фразу и дополняет ее новой информацией. Девочка в синем платье идет по улице вместе с мамой; девочка в синем платье идет по улице вместе с мамой, а рядом бежит маленькая собачка.
- Согласование местоимений, прилагательных, числительных с существительными.
Детям необходимо научиться составлять такие фразы: у меня есть один карандаш — у меня нет трех карандашей, в пяти наших окошках — из пяти наших окошек.
- Образование сравнительной и превосходной степени имен прилагательных.
Умный-умнее-умнейший, добрый-добрее-добрейший.
Обучение связной речи происходит на основе уже сформированных речевых навыках. Основными видами заданий будут следующие типы упражнений:
- Составление сложных предложений с сочинительной связью из двух простых.
Например, дети собирали грибы, а взрослые искали на поляне ягоды. Для соединения предложений дошкольники должны использовать сочинительные союзы (и, а, но, до, или и так далее).
- Составление сложноподчиненных предложений с помощью союзов чтобы, как, когда, потому что, если и т.д.
Мы пойдем в зоопарк, чтобы посмотреть на новорожденных медвежат. Вы стали рано, чтобы успеть в музей на выставку.
- Формирование навыка рассказывания на свободные и строго определенные темы.
Педагогу нужно выдвинуть к связной речи ребенка следующие требования: обязательное раскрытие темы, наличие прямой речи, правильность структуры повествования, использование выразительных средств, завершенность высказывания.
В качестве инструмента для анализа качества речи ребенка рекомендуем педагогам записывать рассказы детей на аудионосители, прослушивать их вместе с воспитанниками. Такой метод работы позволит явно увидеть динамику в развитии артикуляции дошкольника. Дети становятся участниками учебного процесса, у них воспитывается внимание к собственной речи.
Прогноз по исправлению речевых дефектов будет положительным, если:
- С ребенком занимаются систематически.
- Заболевание выявлено на раннем этапе, не позже 6-7 лет.
- Родители заинтересованы в исправлении артикуляционных недочетов, следят за качеством речи малыша дома.
- Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей развития подопечного.
- Упражнения распределены в плане коррекционной работе в порядке нарастающей сложности.
- Педагог предлагает ребенку не однотипные, а вариативные упражнения и задания.
- Дошкольник посещает логопедическую группу детского сада.
Кроме логопедической работы по коррекции используют медикаментозное лечение, но чаще логопеды советуют обратиться за помощью к физиотерапевтам. Дошкольнику понадобится массаж, фитотерапия, ЛФК. Обязательным условием эффективной помощи детям с недоразвитием речи является консультирование родителей, оказание им социальной и психологической помощи по оптимизации микросоциальных условий по воспитанию необычного ребенка.
