ОНР — общее недоразвитие речи: уровни, причины, симптомы, лечение и коррекция

Казалось бы, буквально вчера вы забирали из роддома крохотный беззащитный кулек с тихонько попискивающим младенцем. Позади остались первые именины, родня с нетерпением ждет, каким будет первое словечко, произнесенное крохой. Но карапуз откладывает торжественный момент, заставляя родителей терзаться и переживать. Или же малютка, которому пора в школу, еще лепечет столь неразборчиво, что даже мама подчас ничего не понимает. Что же такое – общее недоразвитие речи (ОНР) и как с ним совладать?

Общее недоразвитие речи

Под ОНР подразумевается совокупность расстройств речи во всех их проявлениях:

  • фонетическом – неверно произносятся звуки (как отдельные, так и вместе);
  • лексическом – беден словарный запас, затруднено понимание окружающих и выражение собственных умозаключений;
  • грамматическом – предложения несогласованны по форме или чрезмерно отрывисты, будто адаптированы для телеграфа.

Мышление у детей с диагнозом ОНР развито на аналогичном уровне относительно сверстников. Также не наблюдается ни глухота, ни частичная потеря слуха.

Причины

Стоит понимать, что степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии заболевания. Предпосылки возникновения неприятных особенностей речевого развития:

  • Внутриутробные пороки формирования плода
  • Гипоксия и проблемы в родовой деятельности
  • Сильные ЧМТ и органические повреждения мозга
  • Социальная депривация
  • Недостаток внимания родителей, взаимодействий с ними (преимущественно до трехлетнего возраста).

Причины

Классификация

Классификация ОНР в зависимости от происхождения выглядит так:

  1. Неосложненное, или слабое – в случае недостаточного взаимодействия с обществом, слабом тонусе лицевых мышц, индивидуальными особенностями.
  2. Осложненное, или средней тяжести – при гидроцефальном синдроме, повышенном внутричерепном давлении и других неврологических отклонениях).
  3. Грубое, или тяжелое – если мозг пострадал из-за инфекций, травм, опухолей и причин аналогичной степени воздействия.

Напрямую связывают ОНР с уровнями речевого развития детишек.

1 уровень

ОНР 1 степени характеризуется следующими особенностями:

  • Способности к речи слабо развиты или отсутствуют.
  • Мысли, преимущественно, выражаются за счет жестикуляции и мимики.
  • Детки что-то лопочут, но постоянных и конкретных словесных конструкций разобрать невозможно.
  • В обиходе только простейшие звукосочетания («ма», «ня», «дя», «ба»).
  • Артикуляционные навыки низкие, присутствуют только в зачаточном состоянии.
  • Действие синонимично предмету, используемому для его выполнения («бая-бая» — кроватка или другое привычное место для сна). Возможна и обратная ситуация («ня-ня-ням» означает любое наименование пищи, попавшей в поле зрения).

Не стоит полагать, что раз ребенок не способен говорить, он ничего не понимает. В маленькой головке уже хранятся необходимые знания об окружающем мире, просто они не находят проявления в устной форме.

2 уровень

Сиптоматика ОНР 2 уровня отличается:

  • Затруднено восприятие неполных предложений, фраз с обратным порядком слов («ходил я по лесу гулять»).
  • Словарный запас возрастает, но по-прежнему ограничен.
  • Появляются короткие предложения («Мама, дай», «папа, на»).
  • Слова подменяются смысловыми двойниками.
  • Речевые конструкции грамматически несогласованны («Киса бегал», «папа ушла»).
  • Речь в телеграфном стиле: выпускаются или заменяют друг друга предлоги, частицы, союзы.
  • Слоги могут менять порядок («сокаба» вместо «собака»), подменяться более простыми для произношения («сыска» — «шишка», «паваход» — «параход»).

3 уровень

Отличается довольно корректным выражением своих мыслей и эмоций. При ОНР 3 уровня окружающие способны понимать кроху, однако порой поправляют или переспрашивают его.
Характеристика ОНР данного вида:

  • Используются длинные, но простые предложения.
  • Сложносочиненные и сложноподчиненные возникают, но, скорее, в порядке исключения.
  • Временами появляются ошибки с пониманием пассивного залога, деепричастных и причастных оборотов («корабль, управляемый капитаном»).
  • Путаница с шипящими звуками («саска», а не «шашка»).
  • «Теряющиеся» слоги, буковки («шина» — «машина», «анан» — «банан»).
  • Конструирование словоформ представляет собой непосильное задание.
  • Затруднена письменная речь, отсутствует навык скорого чтения.

4 уровень

В отличие от 2 и 3-го, 4 уровень ОНР – это нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Часто родители даже не подозревают о заболевании, списывая происходящее на банальные ошибки из-за невнимательности:

  • Непонимание идиоматических выражений
  • Ошибочное изменение словоформы.
  • Перескакивание с мысли на мысль.
  • Легкий уход от изначальной темы высказывания, при этом восстановить логическую цепочку малышу бывает не под силу.

Следует непременно учитывать возрастные графики развития. Так, если трудности испытывает годовалый или двхгодовалый карапузик, тревоги абсолютно напрасны. При этом, аналогичные затруднения у первоклассника требуют немедленной консультации специалиста.

Симптоматика

На основании клинических наблюдений были отмечены следующие особенности детей с ОНР:

  • Запаздывают первые слова
  • Дискоординация движений
  • Плоха и кратковременная, и долговременная память
  • Неловкость, неуклюжесть
  • Нарушено формирование логических связей
  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированная мелкая моторика

Симптомы онр

Диагностика

Диагностика ОНР состоит из таких этапов:

  1. Составление сказки по картинкам.
  2. Разговор с логопедом, где анализируется общая грамотность.
  3. Тесты на объем словаря ребенка.
  4. Исследование памяти на последовательностях из серии несвязанных между собой изображений.

С диагнозом ОНР 3 уровня и выше ребенку предстоит учеба в специализированных классах или учереждениях. В случае с 4-м постановка окончательного диагноза ложится на плечи врача-логопеда. Такие детки посещают обычные школы.

В видеоролике логопед Татьяна Логвиненко рассказывает, почему не стоит пугаться диагноза ОНР и чем он может помочь ребенку и его родителям.

Логопед Ольга БажинаЛогопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Лечение

Используется вспомогательная медикаментозная терапия:

  • Пантогам
  • Витаминный курс
  • Фенибут
  • Кортексин
  • Глицин
  • Энцефабол.

Самостоятельное назначение лекарств – дело опасное. Но куда худшим выбором будет отказ от приема средств, назначенных врачом.

Опытный невролог поможет медикаментозно поддержать мозговую активность, чтобы занятия были эффективны.

Лечение

Коррекция

Для обучения грамоте детей с ОНР первостепенной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Если удалить основное препятствие, успеваемость непременно возрастет.

Коррекция ОНР производится посредством проведения курса упражнений:

  • Крохе завязывают глаза или отворачивают, прячут что-нибудь со стола. Задача – найти спрятанный предмет и верно назвать его.
  • Заучивать стишки и потешки наизусть.
  • Показать вещь в книжке с картинками.
  • «Съедобное-несъедобное»: кидается мяч, произносятся наименования еды вперемешку с другими словами. Если названный объект съедобен – мяч ловится, иначе откидывается назад.
  • Складывать в ящичек предметы определенного типа: все квадраты, всё зеленое, игрушки в форме животных и т.д.
  • Изображение диких зверей с проговариванием их свойств. «Покажи зайчика. Он скачет вот так – прыг-скок. У зайки длинные уши – покажи мамуле, какие ушки у заеньки».
  • Артикуляционная гимнастика – вращение язычком, разжатие и сжатие губ.
  • Проговаривание скороговорок на проблемные звуки.
  • Пальчиковое и стандартное рисование.
  • Полезен и массаж лицевых мышц. Его лучше проводить у опытного логопеда.

Будет ли лечение ОНР успешным, зависит от коллективных и последовательных усилий врача-логопеда, педагогов и, в первую очередь, семьи. Любовь и искренняя поддержка – лучшее лекарство, помогающее подчас сильнее всего. Не держите наследника «на коротком поводке», давая социализироваться – и, поверьте, проблема вскоре решится.