Дизорфография у младших школьников: симтомы, виды, упражнения для коррекции
Нарушения письменной речи фиксируются у первоклассников в 50% случаев, у второклассников — в 25%. Снижение процента неуспевающих по родному языку обусловлено низким развитием навыков письменной, устной речи, слабым освоением правил грамматики, орфографии. В нашей статье речь пойдет о школьниках, которые не справляются с проблемой грамотного письма по причине нарушений в речевом онтогенезе, невербальных психических процессов. Им ставится диагноз дизорфография. Поговорим об этом заболевании подробнее.
Что это
Дизорфография — это стойкое сформированное недоразвитие навыка правильного письма. Ребенок теоретически знает, как нужно написать, но применить правило не может. Он делает одни и те же ошибки, но не понимает, как их исправить, не замечает их в написанном тексте. Педагоги в этом случае говорят об отсутствии орфографической зоркости.
Особенностью дизорфографии является нарастание проблем с грамотностью в процессе обучения в школе. В 1-2 классе школьник делает 30-40 ошибок в одном тексте, а к 5 классу более 80. Это связано с устойчивостью речевого нарушения к коррекции, снижением самооценки ребенка из-за осознания собственного недостатка, повышением уровня сложности речевого материала.
Симптомы
Симптоматика дизорфографии у младших школьников включает в себя грамматические, пунктуационные ошибки, сложности с освоением теоретического материала.
К основным симптомам относятся следующие нарушения письменной речи:
- ошибки в анализе орфограмм;
- смешение букв;
- затруднения семантического характера;
- ошибки в написание слов с проверяемыми безударными гласными (дАма — дом);
- смешение орфограмм (безударные гласные в корне слова и окончании);
- затруднения с морфемным анализом (смешение предлогов и приставок и др.);
- неиспользование заглавных букв в начале предложения, при написании имен собственных;
- ошибки при написании слов с удвоенными согласными, непроизносимыми;
- неправильное употребление Ь и Ъ;
- ошибки с переносом слов, расстановкой ударений;
- различные пунктуационные ошибки;
- трудности в запоминании названий частей речи, морфологических признаков;
- формирование собственных ложных правил (пишут ЖИлезо, потому что ШИ, ЖИ пишется только с И и т.д.);
- сложности с формулированием собственного высказывания в письменной форме;
- трудности перехода от одного вида деятельности к другому.
Школьник с дизорфографией действует по принципу: «Как слышу, так и пишу». Не учитывает объективные условия написания, не различает смысловую нагрузку лексических единиц, подбирает для проверки не родственные слова, а созвучные.
Добиться автоматизации письма помогают практические упражнения. Это диктанты, сочинения, списывания.
Причины
Предпосылок к нарушению письма много. Их принято разделять на психические, педагогические и медицинские. Но рассматривать необходимо комплексно, так как они неотделимы друг от друга.
Перечислим самые популярные причины дизорфографии:
- стертая дизартрия, дислалия
- ОНР 1-4 степени
- дисграфия
- болезненность
- поражения ЦНС
- педагогическая запущенность
- психосоматическая ослабленность
- дефицит внимания
- ЗПР
- заторможенность
- умственная перегруженность
Классификация
Р.И. Лалаева, Л.Ф.Спирова, И.В. Прищепова в своих научных трудах описывают три вида дизорфографии:
- Морфологическая. Ребенок чаще делает орфографические ошибки, затрудняется с проверкой безударных гласных. Знает, помнит правило, но не применяет его. Испытывает сложности в запоминании правильного написания слов с удвоенными согласными, непроизносимыми звуками.
- Синтаксическая. Школьник делает ошибки при расстановке знаков препинания, определении частей предложения, имеют место систематические синтаксические ошибки. Возникают трудности в самостоятельном составлении текста, высказывания.
- Смешанная. При анализе письменных работ фиксируются частотные синтаксические и орфографические ошибки.
По количеству ошибок на одну работу дизорфография классифицируется по степени тяжести заболевания:
- Легкая степень
Школьник допускает не более 15 ошибок на одну работу. Большинство заданий выполняет на среднем м и высоком уровне.
- Средняя степень
Фиксируется средний уровень выполнения большинства заданий, в письменных работах допускается не более 30 ошибок.
- Тяжелая степень
Уровень знаний находится на низшей ступени. Школьник допускает 50-80 орфографических и пунктуационных ошибок на одну работу.
Даная классификация помогает при организации коррекционной работы с младшими школьниками по эффективному устранению дизорфографии.
Диагностика
Обследование школьников с серьезными нарушениями письменной речи проводится в два этапа: сначала определяется симптоматика дисфункции, затем ее механизм.
- Первый диагностический этап необходим для анализа всех видов работ младшего школьника. Исследуются диктанты, сочинения, изложения, списывания. Обязательно высчитывается коэффициент ошибок на одну работу. Это помогает установить степень заболевания.
- На втором этапе исследуются устные работы логопата и проводится серия письменных упражнений, специально подобранных тестов. Выясняется наличие отклонений в орфографических знаниях, проверка ЗУН, фонематического слуха, неречевых процессов. Во время выполнения тестов педагог наблюдает за ребенком, фиксирует наличие или отсутствие мотивации к учебе, степень понимания алгоритма действия для правильного письма.
На основе диагностики тестов, заключений школьного психолога, учителя и логопеда составляется карта ребенка, его образовательный маршрутный лист. В нем обозначены планируемые занятия, цели, рекомендации родителям для преодоления дизорфографии в домашних условиях и в школе.
Коррекция
Формирования навыка правильного письма проходит в несколько этапов:
- Развитие звукопроизношения, слоговой структуры слова
Используются повторы слогов в определенном ритме, составление слов из предложенных слоговых структур.
Упражнение «Составь и произнеси слова»:
Школьнику можно дать карточки с надписями: КО, ВА, ЗА, РО. Перед ним ставится задача: составить как можно больше слов из них. Должно получится: РОЗА, КОЗА, КОРОВА.
Одновременно формируется правильная артикуляция. Используйте карточки с проблемными для школьниками звуками.
- Расширение лексического запаса школьника
Обогащение словаря происходит при составлении собственных текстов, чтении чужих, рассматривании и описание картин, изображений, мультфильмов и т.д. Подбираются синонимы, антонимы, паронимы.
В процессе занятий используется устная и письменная речь.
- Дифференциация частей речи
Упражнение «Найди лишнее слова в ряду»:
Предлагается набор из слов одной части речи и лишнего слова. Например, май, бык, желтый луна. Ребенок находит лишнее слова, объясняет свой выбор.
Составь предложение по схеме:
Предлагается следующий материал на карточке.
Предложение: имя существительное, глагол, прилагательное, существительное, предлог, существительное. По ней нужно составить любое предложение. Например, я увидел красивую звезду на небе.
- Формирование морфологических признаков каждой части речи
Школьник обучается различению падежных форм, единственного и множественного числа, родов, времен глаголов и т.д.
Упражнение «Один-много»:
Покажите ученику картинки с изображением одного карандаша и пяти. Пусть объяснит, где их много, а где один и почему.
Игра «Кто это сделал?»:
Цель: научить ребенка соотносить действующее лицо с глаголом в прошедшем времени.
Показываем картинки с изображением птицы, которая летит. Задаем вопрос: что делала птица? Ответ: леталА. Обращайте внимание на родовое окончание глаголов.
- Обучение созданию моделей слов, видению процесса словоизменения
Понять словообразование можно с помощью следующих заданий.
Образуем сложные слова
Школьнику предлагают пары слов: пыль сосет, пар ходит, сам варит и т.д. воспитанник составляет из них слова письменно, выделяет корни.
- Дифференциация родственных слов
Подбери слова с одним корнем
Дается две картинки: рис и рисовать.
Логопат подбирает к ним свою группу слов, выделяет корни, если делает упражнение письменно.
Нарисуем дерево
Рисуете толстый ствол, внутри его пишите слово. Например, дом. На ветках пишите однокоренные слова, выделяя одинаковый корень.
- Развитие орфографической зоркости
Для выполнения этой задачи подойдет упражнения:
«Найди опасное место»
Педагог произносит слова разных частей речи, состоящих из одного или нескольких слогов. Ребенок на слух определяет опасную для письма букву, которую проверить нельзя. Хлопает в ладоши, чтобы преподаватель остановился и объясняет свой выбор.
«Проверю себя»
Дети записывают слова, пропуская непонятные для него орфограммы. Сначала диктант состоит из нескольких слов, потом фраз, в конце из небольших предложений. Постепенно количество пропусков в словах сокращается.
- Развитие внимания, памяти
На занятиях с логопедом используется метод орфографического чтения. Ребенок читает слова так, как будет их писать, четко произносит все безударные, глухие звуки и т.д. В этот момент задействуются зрительная память, слуховая.
Кратковременную память развивают с помощью повтора скороговорок, которые ребенок слышит впервые.
- Автоматизация грамотного письма
Процесс закрепления навыков, умений очень длительный. Занимает несколько лет при тяжелой форме дизорфографии. Автоматизация грамотного письма происходит при любом виде работы с логопедом, с родителями.
Обратите особое внимание на письменные работы учащихся начальной школы, особенно списывание.
Больше заданий по коррекции дизорофографии можно найти в рабочей тетради О.В.Елецкой, Н.Ю.Горбачевской: Коррекция дизорфографии
Одновременно с работой по устранению дизорфографии у школьников стоит обратить внимание на уровень самооценки ребенка. Как правило, это дети, отстающие в классе, не имеющие авторитета среди соседей по партам. Избавление от недостатков письменной речи и устной помогает школьникам быстрее адаптироваться в коллективе, повысить успеваемость. К сожалению, дисграфия и дизорфография диагностируются у младших школьников чаще с каждым годом.