Что такое ротацизм и параротацизм: причины, методы исправления
Содержание
Ротацизм в логопедии — это нарушение артикуляции звуков [р], [рь], точнее их искажение или пропуск. Этот недостаток в народе имеет еще одно название — картавость. Ребенок пытается рычать, но вместо четкой вибрации издает носовой, щелевой или другой типа звука, похожий на настоящую [р] только издали. Например, вместо «рыба» говорит «ыба», вместо «ручка» — «нгучка» или одноударно без серии колебаний — «ндучка».
Параротацизм — это разновидность ротацизма, но в процессе произношение звуков [р], [рь] происходит их замена на другие фонемы. Чаще всего на месте рычащей фонемы дети произносят [л], [ль], [йот]. Кончик языка при фонации не вибрирует, в артикуляции участвуют обе губы. При параротацизме слова проговариваются так: «ворона» — «волона», «вогона», «войона», «водона».
Ротацизм и параротацизм относятся к специфическим расстройствам речевой артикуляции, код МКБ (международной классификации болезней): F80.0. В логопедии встречается чаще других нарушений у детей до 5 лет.
Формы
Для определения типа речевого нарушения при фонации сонорных звуков [р], [рь] необходимо провести диагностику произношения артикуляционной единицы изолированно, в слогах, словах. На основе результатов исследования речи ставится точный диагноз, тип ротацизма и параротацизма.
Рассмотрим классификацию видов нарушений и причины их появления подробнее.
Форма | Признаки | Причины |
---|---|---|
Полное отсутствие звука | Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные | Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами |
Велярный ротацизм | Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет | Короткая подъязычная связка |
Увулярный ротацизм | Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума | Короткая подъязычная связка |
Боковой ротацизм | Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает | Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти |
Носовой ротацизм | Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng | Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор |
Двугубный ротацизм | Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным | Парезы, слабые мышцы речевого аппарата |
Одноударный | Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. | Парезы, другие артикуляционные нарушения |
Щечный ротацизм | Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки | Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу |
Параротацизм
Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего [р] и мягкого [рь] на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.
Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука [р]:
- [в]: произносится без вибрации: рука-вука
- [д]: рыбка-дыбка
- [г]: паром- пагом
- [л]: крот-клот, [л] чаще проговаривается в мягком варианте — [ль]
- [ы]: ромашка — ымашка
- [й]: рот — йот.
Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:
- Родовые травмы
- Двуязычие в семье
- Наследственность
- Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
- Нарушения слуха
- Неправильный прикус
- Травмы языка, челюсти
Коррекция
Вне зависимости от вида ротацизма и параротацизма коррекционная работа по устранению речевого дефекта проводится поэтапно. На первых уроках нужно дать ребенку понятие о правильном произношении [р], [рь]. Это необходимо для осознания проблемы и концентрации на верном положении речевых органов для вибрации. Затем проводите постановку звука, автоматизация, дифференциацию и введение в повседневную речь.
Правильная артикуляция звуков [р], [рь]
С физиологической точки зрения, нормальная артикуляция [р] выглядит так:
- Губы не двигаются.
- Зубы раскрыты на 3-4 мм.
- Кончик языка поднимается к щели между зубами, замирает за верхней челюстью и дрожит.
- В момент прохождения воздушной струи напрягается, бьет кончиком по передней части верхнего неба.
- Средняя часть спинки язычка прогибается.
- Проход в нос закрыт мягким небом.
- Голос образует гудящий звук на выдохе.
Артикуляция мягкого [рь] происходит по тем же законам с небольшими отличиями:
- В момент выдоха средняя часть спинки прогибается и поднимается к твердому небу.
- Кончик находится ниже, чем при твердом произношении.
- Задняя часть язычка и его корень продвинуты вперед.
Подготовительный этап
Необходим для подготовки органов речи к артикуляции сонорного. Ребенок должен овладеть язычком, контролировать и ощущать вибрацию. Для этого используются упражнения на развитие эластичности языка, растяжение подъязычной связки, раздражение лицевых, щечных нервов:
- Лошадка
Язык присасывается к верхнему небу, затем отрывается и громко щелкает. Звук нужно производить по заданию педагога: громко, быстро, медленно, тихо. - Кучер
Развивает мышцы губ. Рот закрывается, губы вибрируют, ребенок проговаривает протяжное «тпру-у-у», «тр-р-р».
- Маляр
Необходим для растяжения подъязычной уздечки. Вытягиваем язык вверх и гладим кончиком верхнее небо. - Зубная щетка
Нужно улыбнуться, высунуть кончик языка, почистить зубы снаружи и изнутри. Движения должны быть медленными, челюсти зафиксированы.
- Качели
Широкий язык поднимайте, заводите за верхние зубы, потом опускайте за нижние зубы. Рот открыт на несколько сантиметров. - Барабанщик
Необходимо для тренировки кончика языка. Открываем ротик нешироко, заводим язычок за нижние зубы, стучим и проговариваем «д-д-д». Постепенно увеличиваем темп ударов.
Комплекс артикуляционной гимнастики на звук р проводится не только на подготовительном этапе, но и для разогрева мышц речевого аппарата перед каждым занятием с логопедом. На начальном этапе уделяйте ей не менее 15-20 минут, взрослым и подросткам можно увеличить время до 30 минут.
Постановка
Самый длительный и сложный этап логопедической работы. Есть несколько методов постановки [р], [рь]:
- Подражание звуковому образу и зрительному восприятия артикуляции.
Это мало результативный метод, поэтому используется при незначительных речевых нарушениях без сопутствующих заболеваний. - Механический.
Это логопедический массаж с помощью зондов, шпателя. В процессе работы органы обучаются принимать нужно для произношения вибрирующих звуков положение. - Постановка [р] с помощью ужу поставленных звуков.
Некорректно произносимая фонема формируется из уже хорошо освоенных. - Смешанный метод.
Сочетает в себе подражание артикуляции, зондовый массаж и постановку через уже автоматизированные звуки.
Исправление дефекта начинают с изучения типа болезни. Диагноз ставится на основание логопедического обследования.
Рассмотрим подробнее универсальный метод логопедических занятий по коррекции ротацизма и параротацизма — смешанный. Он состоит их нескольких этапов:
- Постановка фрикативного [р] от фонемы [ж]. Научите ребенка проговаривать шипящую без вытягивания губ вперед, поднимая язык к альвеолам. Пусть пробует рычать при таком положении органов. Звук получается глухой, толчок воздушной струи сильный. Закрепите полученный результат в простых открытых слогах.
- Переход к полноценной вибрации проводите с помощью зонда в виде шарика.
Ребенок произносит фрикативный вариант фонемы, педагог в это время проводит шариком по нижней части языка вперед-назад и вызывает вибрацию кончика по верхнему небу. Движения должны быть быстрыми, а воздушная струя пускаться с силой и достаточным напором. Дома используйте шпатель или чайную ложку. Это технология постановки сонорного считается самой эффективной.
Если смешанный метод с использованием зонда-шарика не дал результат, используйте еще один вариант избавления от дефекта:
- Отталкивайтесь от слога [за].
Ребенок повторяет слог многократно, постепенно перемещает язык вверх, поднимает к альвеолам. Должен получиться фрикативный [р]. - При произношении полученного [р] в сочетании с [а] удлиненным зондом массируйте и поднимайте кончик языка к небу, двигайте справа-налево. Получится чистый [р] без протяжности.
- Пробуйте постановку с другими гласными. На начальном этапе не йотированными: [у], [о], [э], [ы].
- Постановку [рь] начните со слога [зи] и действуйте по предыдущей схеме.
Еще один способ вызвать возникновение [р] в речи начать постановку от звука [л]:
- Закрепите артикуляцию твердого варианта [л].
- В игровой форме предложите ребенку «погулять» язычком по небу вперед-назад.
- Когда кончик языка дойдет до передней части неба, нужно задержать его на этом месте и пробовать вибрировать.
- Получится одноударный [р].
- Закрепляйте произношение в слогах с гласными.
Важно! Обращаться за помощью к логопеду с нарушениями произношения сонорного звука [р] и его мягкого варианта [рь] нужно после 4 лет. В норме здоровые дети начинают его произносить без посторонней помощи к 5 годам. До этого возраста малыш должен хотя бы пытаться рычать, проговаривать звук в начале слова.
Автоматизация
Начинайте после получения раскатистой вибрации. Начните с твердого варианта [р], постепенно подключайте мягкий [рь]. В работе с детьми важно использовать таблицы, картинки, стихотворения.
В слогах
Это механическое повторение слогов. Сначала предлагайте такие задания, в которых [р] стоит в начале, затем в конце, на заключительном этапе можно сочетать [р] с другими согласными.
Ра-ра-ра — хорошая пора
Ро-ро-ро — легкое перо
Ру-ру-ру — бублик я беру
Тра-тра-тра — выросла трава
Три-три-три — чужое не бери
Арь-арь-арь — купим мы фонарь
Дре-дре-дре — рыбки там в ведре
В словах
Подключайте чтение или произношение односложных слов:
Мир, дар, пар, шар, тир, сор, бор….
Затем из нескольких слогов с одной фонемой [р]:
Комар, базар, ковер, командир, офицер, пассажир…
Чтение слов с [р] в середине слова:
Бархат, фартук, зоркий, тормоз, пятерка, дергать, перчатки…
Произношение слов в несколькими [р], читать нужно по слогам:
Простор, разговор, кругозор, проворный, шаровары, разбирать, раскрывать, разворачивать…
Чтение словосочетаний:
Трудная работа, озорной воробей, дорогой подарок…
Для закрепления правильной артикуляции используйте игры:
- Дополни предложение.
Понадобятся сюжетные картинки. Например, на тему «Огород», «Животные».
Я вижу на фото (говорит педагог)…рысь (заканчивает ребенок). Мама сажает в саду …редьку. - Назови по порядку.
Пригодятся предметы, в названиях которых есть [р]. Это фонарь, букварь, робот, ручка и т.д. Разложите их нас толе и просите назвать по порядку. - Расскажи историю.
Это рассказ по картинке. Ребенок составляет монолог сам. Это постепенный переход к дифференциации в свободной речи.
На заметку! Одновременно с обучением правильной артикуляции сонорных [р],[рь] проводите тренировку отличия звуков на слух.
В предложениях
На этом этапе вам пригодятся стихотворения, описание картинок, составление рассказа, скороговорки и пословицы. Обязательно подбирайте материал, где звук [р] смешивается с другими фонемами.
Используйте упражнения с сопряженным повторением, ответами на вопросы, чтение текстов.
Пришла Тамара.
Вырастут орехи.
В реке плавают ерши.
В огороде растут редиска, огурцы и редька.
Дружные ребята сварили кастрюлю борща.
Заучивайте наизусть стихи, загадки, поговорки.
Дифференциация
Это установка на безошибочное произношение в речи. Используйте свободные высказывания по определенной теме, можно дать набор слов для обязательного использования (рак, рыба, рыбак и другие) или задавайте наводящие вопросы:
Кто живет в реке? (карась, рыба, рак, ерш)
Кто красит стены? (маляр)
С помощью чего шофер управляет машиной? (руль)
Требуйте от ученика полного ответа.
Окончательное избавление от ротацизма и параротацизма возможно только при комплексной и систематической работе. Дополнительно развивайте у ребенка фонематический слух, память, внимание, кругозор.