Что такое клаттеринг: симптомы, диагностика, коррекция, отличие от заикания

Идеальная речь, с точки зрения понятности, четкости и плавности, встречается у детей нечасто. Некоторые патологии проходят к школьному возрасту самостоятельно или благодаря профессиональной помощи логопеда, другие — остаются с человеком на всю жизнь. Клаттеринг относится к наиболее сложным речевым дефектам, имеющим врожденную или приобретенную форму. Что такое клаттеринг, в чем причина нарушения и как его корректировать в детском возрасте, расскажем подробнее.

Определение

Клаттеринг — это особая форма речевого дефекта, которая сопровождается невнятной артикуляцией, паузами и убыстренными темпами речи, сбивчивостью высказываний или непреднамеренным искажением словоформ. Относится к нарушениям темповой и ритмической стороны артикуляции.

Код по МКБ-10: F98.6 речь взахлеб

В переводе с английского “clattering” означает “загромождение или засорение”. Понять, что говорит человек с таким синдромом крайне сложно. Речь больного сбивчива, неравномерна по ритму, захлебывающаяся.

Клаттеринг-синдром часто путают с заиканием. Очень важно понимать, что логоневрозы связаны с мышечным напряжением и спазмами мышц артикуляционного аппарата, а клаттеринг нет. При заикании у ребенка проявляются вторичные симптомы речевого дефекта: ускоренное и частое моргание, раздувание ноздрей, общее мышечное напряжение. Эти внешние признаки нарушений артикуляции при клаттеринге не наблюдаются, если он не осложнен логоневрозом.

Ребенок невнятно быстро говорит

На заметку! За рубежом клаттеринг впервые был описан в 1717 году, первый научный труд по заболеванию вышел в 1964 года (автор профессор Десо Вейс). В России этот диагноз официально не ставится до сих пор.

Симптомы

Филатова Юлия Олеговна

Изучением  клаттеринга подробно в России занимается доцент МГПУ, Филатова Ю.О. Она является ведущим специалистом по нарушениям плавности речи. Проводила изучение данного заболевания у школьников, поскольку в русской логопедии клаттеринг как самостоятельная патология не выделяется. Его часто путают с заиканием, логоневрозом. На основе исследований Ю.О. Филатовой, Л. И. Беляковой, С. В. Леонова можно выделить несколько частотных симптомов клаттеринга. Они проявляются в комплексе.

Речевые признаки

Клаттеринг в логопедии характеризуется следующими симптомами:

  1. Сбивчивый темп речи. Человек говорит быстро или замедленно, чередуя процессы.
  2. Проглатывание окончаний слов.
  3. Отсутствие пауз между словами, речь льется одним потоком, фразы сливаются в одну.
  4. Фальстарты, остановки во время артикуляции в самых неожиданных местах.
  5. Искажение словоформ, звуков.
  6. Неоднократные повторения слов, слогов, фраз.
  7. Высказывание может начинаться громко, а заканчиваться еле слышным бормотанием.
  8. Использование слов-эмболов для паузы между высказываниями. Человек мычит (ммм), неоднократно повторяет последнюю фразу для продолжения мысли. Это процесс не связан с судорогами мышц речевого аппарата, как при заикании.
  9. Неразборчивость почерка.
  10. Множественные ошибки, описки при печатании текста на ПК.
  11. Рукописный текст полон ошибок и зачеркиваний.
  12. Усиление симптомов синдрома клаттеринга в неподготовленной, спонтанной речи. Их уменьшение при подготовленном высказывании и тотальном контроле за артикуляцией.

Мальчик плохо говорит

Неречевые признаки

Эти симптомы связаны с особенностью моторики и психических процессов:

  • Больному ребенку трудно формулировать мысли, излагать их последовательно и логично.
  • Расстройства восприятия музыкальных произведений.
  • Больной человек не может воспроизвести ритм любой сложности.
  • Моторная расторможенность.
  • Пациент характеризуется как импульсивный, неаккуратный, нервозный.
  • Снижен объем памяти, всех видов внимания.
  • Речевой дефект не осознается в большинстве случаев.

Малыш говорит

Причины

Поскольку клаттеринге не изучен досконально, в его патогенезе масса белых пятен. Причинами коммуникативного нарушения могут быть:

  1. Дисфункция речевого центра в головном мозге
  2. Наследственность
  3. Неврологические расстройства: энцефалит, болезнь Паркинсона, олигофрения

На заметку! В 2007 году в Болгарии прошла Международная конференция по клаттерингу. На заключительном заседании ученых было принято решение о необходимости глубокого изучения этиологии заболевания, создания системы для диагностики синдрома и способов его лечения.

Типы

Автор первого учебника по клаттерингу, профессор Д. Вейс, выделял первичную и вторичную форму недуга. К первым относил те случаи, когда причиной заболевания становились генетическая предрасположенность и мутации, где у ребенка в ДНК появлялся совершенно новый ген. Вторичный тип клаттеринга, по мнению профессора, развивается у детей с нормальным развитием, но имеющих другие неврологические патологии.

В ” чистую”, или первичную, форму клаттеринга Д. Вейс включал 2 вида недуга:

  1. Моторный: для него характерна ускоренная речь, различные дефекты артикуляции.
  1. Сенсорный: нарушена функция слухового внимания, слова для выражения мысли подбираются с трудом.

Классификация клаттеринга

Диагностика

Единая общепринятая система исследования больных клаттерингом в настоящее время не сформирована полностью. На сегодняшний день логопеды и неврологи используют следующие метода диагностики речевого недуга:

  • Исследование анамнеза, онтогенеза пациента, генетической предрасположенности к клаттерингу.
  • Выявление сопутствующих заболеваний. Ребенку понадобятся консультации терапевта, психолога, невролога.
  • Аппаратные исследования головного мозга. Это МРТ, ЭЭГ.
  • Консультации логопеда.
  • Оценка качества речи. Логопед обращает внимание на темп, ритм, громкость голоса при артикуляции, слоговую структуру, соблюдение фонематических норм.
  • Анализ навыков чтения и письма у школьников.
  • Наблюдение за работой мышц во время речи. Судороги, двигательные уловки, спазмы характерны для заикания, а не для клаттеринга.
  • Изучение психических процессов у ребенка. Важна оценка уровня развития памяти, внимания, личностных качеств.
  • Исключение логофобии, заикания, СДВГ на основе полученных в процессе исследований ребенка данных.

Сложность определения клаттеринга объясняется размытостью симптоматики, особенно у детей раннего возраста, сочетанием нарушений плавности речи с логоневрозом. Еще одна преграда для точной диагностики — непрофессионализм логопеда, доктор просто незнаком с подобным вариантом дефекта и обозначает его как заикание или тревожную речь.

Педагог проводит диагностику речевых нарушений

Дифференциальная диагностика может проводиться и по методу Дали. Его применяют для определения заикания, клаттеринга. Диагностическая система представляет собой набор из 4 групп утверждений: речевая моторика, интеллектуальное, речевое развитие, трудности с почерком и координацией движений. Показатели оцениваются по 6-бальной шкале. Чем больше ребенок набирает балов, тем выше вероятность диагностирования первичного клаттеринга.

На заметку! Клаттеринг-синдром чаще встречается у лиц мужского пола, легче диагностируется у детей в возрасте 7-8 лет.

Лечение

Для коррекции речевых нарушений при клаттеринге необходимо создать план работы с логопедом. Терапия должна быть направлена на решение проблемы с темпом, ритмом речи, развивать психические функции. В процессе лечения ребенок учится формулировать и излагать мысли логично, последовательно, строить семантические конструкции. Одновременно с этим пациенты занимаются развитием фонематического слуха, тренируют артикуляционный аппарат, устраняют дефекты звукопроизношения.

Логопеду рекомендовано выстраивать ход занятий следующим образом:

  • Речевые задания произносятся в замедленном темпе. Можно использовать отраженное (вслед за педагогом) или сопряженное (одновременное) повторение. Фразы, слова проговариваются неторопливо и четко. Рекомендуется в начале урока задавать нужный ритм речи и придерживаться его точно, можно использовать негромкую музыку.
  • Проводится работа над эмоциональностью, выразительностью речи. Логопеды просят ребенка проговаривать одну фразу с разными эмоциями, шепотом, громко и т.д.
  • Отрабатывайте умения излагать мысли правильно. Рекомендуется заучивать наизусть стихи, составлять рассказы по картинке, вести диалоги, пересказывать прочитанное или услышанное.
  • Тренировка навыка планирования высказывания. Сначала ребенок проговаривает фразу, несколько предложений про себя, затем вслух.
  • Включайте в урок артикуляционную и дыхательную гимнастики для формирования разборчивой, внятной речи. Этот прием полезен и при полтерне (спотыкании). Для занятий со школьниками выбирайте дыхательные упражнения по Стрельниковой.
  • Для закрепления чистоты произношения звуков проводите их постановку, коррекцию при необходимости.
  • Со школьниками проводите работу над дислексией, дисграфией, чистописанием.

Девочка на занятии с логопедом

Осложнения

При грамотной и спланированной работе над речевым недостатком серьезных осложнений получается избежать. Если оставить проблему без внимания или уделять ей недостаточно времени, сил, заниматься с логопедом нерегулярно, пациент с клаттерингом рискует быть асоциализированным. Из-за болезни страдает коммуникативная функция, ребенок и взрослый не могут наладить контакт с окружающими, получить полноценное образование, работать в публичной сфере или тесно связанной с вербальным общением. Человек с клаттерингом воспринимается обществом с опаской, может стать изгоем в классе, трудовом коллективе. Особенно сложно приходится детям при сочетании клаттеринга с заиканием.

Из-за сложностей с обучением, нехватки общения у больных ребятишек страдает интеллектуальная сфера, формируется замкнутость, неуверенность в себе. Клаттеринг по  праву считается нарушением личностного развития.

Ребенок не может общаться

Профилактика

Проводить предупреждающие меры по возникновению клаттеринга у ребенка при наличии генетической предрасположенности практически не имеет смысла. В большинстве случаев дети получают недуг от родителей, затем передают его своему потомству. В редких случаях, болезни удается избежать, тогда следующие поколения перестают входить в группу риска по этому недугу.

Если наследственности нет, позаботиться о здоровье ребеночка должна беременная мама. Принимайте витамины, ведите здоровый образ жизни, наблюдайтесь у доктора в женской консультации. Для исключения вторичной формы клаттеринга важно застраховать малыша от травм головы, нейроинфекции. Вовремя обращайтесь за медицинской помощью, начинайте корректировать нарушения на ранних сроках их развития.

Рейтинг автора
2
Анна Ровенская учитель
Автор статьи
Анна Ровенская
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
34
Adblock
detector