Психогимнастика для дошкольников

Психогимнастика — это вид групповой терапии, основанный на невербальном общении (пантомиме, мимике) и двигательной экспрессии. Комплекс групповых упражнений направлен на коррекцию психоэмоционального развития и развитие эмоционально-личностных качеств.

В игровой форме предупреждаются психопатологии, а ребенок получает и развивает навыки чтения невербальных сигналов. Как психолого-педагогическая и психолого-терапевтическая методика психогимнастика может применяться в качестве дополнения к образовательным мероприятиям в дошкольном образовательном учреждении.

Дети выполняют упражнения

Цели и задачи

У каждого из предлагаемых коллекции упражнений для психогимнастики игр и этюдов есть конкретные задачи. Общая цель всех мероприятий — развитие и эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка.

Дети учатся общаться, используя невербальные сигналы и считывать их у напарников по играм, понимать и сопереживать состоянию другого. Одновременно происходит профилактика и психокоррекция отклонений — укрепление психологического здоровья и эмоциональной устойчивости, развитие навыка общения с окружающими и сглаживание барьеров, снятие напряжения и получение новых инструментов самовыражения.

Книга М.ЧистяковойРодоначальником психогимнастики считается французский ученый Эрнест Пьер Дюпре (1862-1921 гг.). Основная терминология предложена Михаилом Осиповичем Гуревичем (1878-1953 гг.) и Николаем Ивановичем Озерецким (1893–1955 гг.)

Отдельной ветвью психотерапии психогимнастику предложила считать Маргарита Ивановна Чистякова, выпустившая ряд пособий и книг по применению техники на практике.

Задачи, решаемые с помощью психодиагностики, можно разбить на три блока:

  1. развитие познавательных способностей;
  2. расширение эмоционально-волевой сферы;
  3. улучшение коммуникативных навыков.

Психогимнастика в ДОУ является и инструментом для работы в этих направлениях:

  • При реализации первого блока задач дети получают условия для наглядно-образного, словесно-логического и творческого мышления. Выполняя игровые упражнения, они тренируют звуковую и визуальную память, усидчивость и внимание. Одновременно расширяется вариативность познавательных мотивов.
  • Второй блок задач включает появление и закрепление навыков произвольного осознанного поведения. У ребенка должен появиться интерес к окружающим, понимание и сопереживание, осознанная рефлексия и умение справляться с нахлынувшими эмоциями в рамках социально-допустимого поведения. В период подготовки к школе эти же занятия должны предупредить эмоциональные проблемы, снизить тревожность и возбудимость, научить делиться переживаниями и бороться со страхами.
  • Акцент на коммуникативные навыки ценен сам по себе в период адаптации ребенка к коллективу детского сада и необходим при подготовке к школе. Психогимнастика формирует устойчивую мотивацию к процессу обучения, спорту, здоровому образу жизни. Ненавязчивые игровые упражнения учат детей работать в коллективе, что становится незаменимой практикой для подготовки к проектам уже в рамках школьной программы.

Качественная программа психогимнастических занятий охватывает все три сферы, решая целый ряд задач. При разработке и проведении педагог должен учитывать возраст детей, психолого-социальную готовность группы и уровень взаимодействия детей между собой.

Приемы комплектации групп (выбор детей с разными проблемами и добавление малышей с высоко развитыми коммуникативными навыками для ориентира и вовлечения других участников) повышают эффективность программы.

Дети в кругу

Плюсы

Игра является основным видом деятельности для малышей. Дети охотно увлекаются новой предложенной игрой, соревнуясь и поддерживая друг друга. Для детей психогимнастика кажется развлечением, заменой типовых физкультминуток, которыми разбавляют занятия.

Второй серьезный плюс — возможность проведения педагогом любого профиля без привлечения психолога или дефектолога. Навыки проведения таких занятий может освоить даже родитель, привлекая в качестве дополнительных участников других членов семьи или детей знакомых.

Занятие с детьми

Читайте также: Нейропсихологическая коррекция

Психогимнастика в детском саду

Психогимнастика для детей в детском саду может быть добавлена в качестве самостоятельной программы или включена в перерывы между другими занятиями. Ее актуальность не теряется с возрастом и уровнем развития детей, — на новой ступени те же упражнения и сценарии только приобретают новое значение.

Для лучшего результата психогимнастика для дошкольников проводится в постоянной группе, где постепенно формируются психоэмоциональные связи между детьми. Оптимальный блок упражнений — не менее 20 занятий.

Педагоги могут предлагать новую форму деятельности в коррекционных группах или при участии всех детей. Это позволит закрытым эмоционально детям тянуться за более раскованными, а последним понять ощущения закомплексованного напарника. Инклюзивное воспитание дает дополнительные результаты здоровьесберегающих приемов психологии.

Психогимнастика у детей

Упражнения

Все упражнения, групповые игры и этюды в паре, разработанные для психогимнастики, имеют пять основных фаз. Методикой предусмотрена работа взрослого на каждом из этапов:

  1. Подготовка. С помощью яркой игрушки или нового для детей предмета педагог привлекает внимание детей, переключается на новую деятельность. На этом же этапе объясняются правила игры — формат работы, очередность выполнения действий.
  2. Проживание действий — основная фаза. Дети выполняют поставленные задачи, работая на задуманный автором упражнений результат.
  3. Организация эмоционального общения подразумевает обмен ролями и попытку почувствовать себя на месте напарника. Ребенок уже в вербальной форме пытается и учится описывать свои впечатления, ощущения.
  4. Этап контролируемого поведения — поиск выводов из предложенных ситуаций и ощущений. Поиск формы действий в той или иной ситуации, имеющей отношение к теме этюда. Этап может быть перенесен на внеурочное время — дошкольник и взрослые, находящиеся дома, могут повторно разобрать ситуации и найти алгоритм разумного поведения для каждого из случаев.
  5. Заключительный этап — восстановление эмоционального состояния детей, возврат к обычной деятельности, контроль выхода из заданной роли.

От возраста детей зависит форма проведения каждого этапа. С малышами больший результат дает ролевая игра, детям дошкольного возраста может преподнести психотренинг в более взрослой форме. При работе со сложными группами важен психодиагностический материал — результаты предварительного тестирования и информация от психолога.

Психогимнастика с мячом

Для детей 3-4 лет

Картотека занятий для детей младшего дошкольного возраста включает игры на расслабление, мотивацию и пластические или кинезиологические этюды, важные для физического развития. Упражнения сопровождаются запоминающимися простыми стишками или считалками, музыкой. В качестве пояснений для действий и эмоций используются простые, знакомые детям примеры — погодные явления, герои сказок.

Упражнение «Позови ласково»

Вставшие в круг дети передаю мяч или любой другой предмет, называя соседа ласковым прозвищем. В некоторых случаях потребуется подсказка взрослого, поясняющего значение новых слов.

Этюд-релаксация «Цветочек»

Детям предлагается почувствовать себя цветочком на лужайке — спящим зернышком, пробуждающимся стебельком, цветущей ромашкой. Руководитель дает новые вводные, которые дети показывают (ветер, холодный дождь, солнечные лучи, теплый дождик).

Упражнение Цветок

Игра «Жмурки»

Традиционное групповое развлечение способствует сплочению коллектива и развитию двигательной активности. Поведение с завязанными глазами меняет ощущения ребенка, позволяет по-новому исследовать представленное пространство. Игру можно разнообразить использованием колокольчиков, подсказок «Горячо и холодно».

Игра «Мыльные пузыри»

Забава подходит для снятия напряжения. Дети по очереди выдувают воображаемые мыльные пузыри и лопают их, бегая по залу. Вводные можно разнообразить начинающимся дождиком и необходимостью быстро прятаться. Воспитатель отслеживает реакцию самых скромных детей. В коррекционных группах стоит сначала использовать настоящие пузыри, чтобы дети понимали смысл задачи. Для пояснения подойдет логичная с точки зрения ребенка версия «заколдованные пузыри-невидимки».

Игра «Колокольчик»

Минутка, позволяющая детям познакомиться и запомнить имена. Дети звонят в колокольчик и называют имя следующего участника. Тот выходит в круг и ищет следующего участника. Кроме имен можно предложить дется рассказать о себе простой факт «Меня зовут Маша, я люблю мороженое».

Этюд «Тяжеловес»

Дети по команде поднимают воображаемую штангу. Она может быть очень тяжелой, неподъемной, с трудом поднимаемой и легкой. Дети имитируют напряжение и расслабляют мышцы, получают долю положительных эмоций после установки рекорда.

Игра «Остров сокровищ»

Из картинок с нарисованными детскими ценностями (конфеты, игрушки, украшения) ребенку предлагается выбрать 3 самых ценных и сделать свой сундук с сокровищами. Затем пираты роют яму, укладывают тяжелый сундук. Если какой-то енности нет, ее можно нарисовать. В завершении дети могут выбрать самое ценное из сокровищ других детей, пояснив, чем понравился клад соседа.

Этюд «Тролли»

Предварительно рассказывается сказка, о троллях, которые каменеют под солнечными лучами. Детям предлагается развлекаться, пока взрослый не дает команду «солнце встает». Дети замирают в случайной позе и отмирают, когда солнце заходит.

Вариантом игры может стать постепенная заморозка. Ведущий объявляет, какая рука или нога попадают в луч света. Остальные части тела остаются подвижными.

Для детей 5-6 лет

В период подготовки к школе на первое место выходят задачи формирования навыков усидчивости, внимания, умения мобилизоваться. Дети в ходе занятий тренируют память, внимание, мелкую моторику. Упражнения при этом должны оставаться игровыми, хотя их правила заметно усложняются по сравнению с упражнениями для младшего школьного возраста.

Этюд «Прохожие»

Перед упражнением детям объясняются правила — один хлопок означает остановку на месте, два — разворот направо, три — налево, а четыре — на 180 градусов. По команде прохожие начинают хаотичное движение. После сигнала выполняют команду. Усложнением занятия будет работа в паре. Те же условия, но дети ходят, держась за руку или под руку.

Игра «Клавиатура»

Каждый из детей берет роль буквы алфавита (1-2). Если детей меньше, остальные не стоит использовать, чтобы не путать малышей. Ведущий объявляет слово. По очереди нужная буква хлопает в ладоши. Точкой становится общий хлопок. Задание развивает память и внимание, навык чтения.

Игра «По порядку становись!»

Упражнение проводится в группе 5-6 человек. Ведущий создает порядок — цепочку детей. После сигнала один ребенок отворачивается, а остальные меняются местами. Задача вернувшегося — снова расставить детей на свои места.

Игра «Азбука Морзе»

Навыки реальной азбуки не используются, ведущий взрослый берет случайные ритмичные фразы, простукивая их карандашом. Ребенок должен повторить их. Остальные дети большим пальцем (вверх или вниз) показывают, были в телеграмме ошибки или нет.

Ролевая игра «Погода в доме!»

Один ребенок отворачивается, остальные репетируют показанное педагогом выражение лица (лично или на картинке). Вернувшегося встречают такой атмосферой. Ребенок должен сказать, какое настроение у семьи. На завершающем этапе можно обсудить, как себя чувствовал тот, кого встретили грустные домочадцы и как встреченный счастливыми. Можно обсудить и способы коррекции настроения.

Литература

  • Агапова А. И., Давыдова М. А. “Веселая психогимнастика или Как научить ребенка управлять собой”.
  • Алябьева Е.А. “Психогимнастика в детском саду”
  • Алябьева Е.А.”Занятия по психогимнастике с дошкольниками”.
  • Готтман Джон “Эмоциональный интеллект ребенка”.
  • Хрящевой Н. Ю. “Психогимнастика в тренинге”.
  • Чистякова М.И. «Психогимнастика»

Презентация

Психогимнастика для дошкольников

Психогимнастика является одним из самых доступных способов коррекции психопатологий и их профилактики. Игровая форма доступна и не занимает много времени. Педагог может подобрать упражнения с учетом состояния детей, уровня развития и их количества в группе. Анализируя состояние после занятий, можно корректировать и дополнять программу занятий.