Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного и школьного возраста

С точки зрения нейропсихологии, проблемы с обучением в школе у большинства детей связаны с недостатком адаптивных нейронных связей в мозге или наличием большого количества не адаптивных связей. У таких детей психические функции: память, внимание, речь, моторика сформированы не в полной мере. Выявить причины подобных состояний, избежать их последствий помогает нейропсихологическая диагностика и коррекция.

Нейропсихологическая коррекция

Детская нейропсихология занимается изучением формирования мозговых структур и степени организованности умственных процессов. Эта наука в последние годы приобретает все большую популярность из-за увеличения количества малышей, вынужденных обучаться по программе ОВЗ.

Профессиональная нейропсихологическая диагностика и коррекция рекомендованы к проведению именно в детском возрасте, когда мозг и качество его деятельности не сформированы полностью. Грамотное выявление заболеваний, установление причин нарушений в психическом развитии позволяют избежать проблем с обучением в школе.

Занятия по нейрокоррекции

Диагностика

Методы нейропсихологической диагностики недоразвития участков головного мозга у детей изначально разрабатывались А. Р. Лурией, его учениками как способ системного анализа взаимодействия мозга и психики. Ученые пришли к выводу, что эти системы нельзя разделить, они действую сообща, как единое целое. Опыт работы нейропсихологов показал, что эта точка зрения была и остается верной.

Поэтому сегодня специалисты нейропсихологических центров обследуют маленьких пациентов комплексно, используя следующие методики и тесты:

  • Сбор анамнеза и беседа с родителями. Проводится по нескольким направлениям: течение беременности, родов, семейные хронические заболевания, наличие инвалидности у родителей, диагноз при рождении, срок грудного вскармливания, перенесенные заболевания. Обязательно затрагиваются периоды адаптации к саду и школе, готовность ребенка к поступлению в первый класс, его интересы. После сбора анамнеза, специалист выслушивает жалобы родителей, записывает их наблюдения за малышом.
  • Выявление или опровержение наличия у ребенка вегетативных реакций, аффективных эксцессов, нарушений в глазодвигательных функциях, наличие ригидных телесных установок, гипертонуса, сбоев в дыхании.
  • Оценка способностей ребенка: склонности к упрощению заданий, возможностей переключаться от одной деятельности к другой, поиск собственных ошибок, умение анализировать, сформированность произвольной саморегуляции.
  • Тест на пространственные представления: самостоятельный рисунок, проба “Зеркальная буква”, “Слепые часы”, копирование.
  • Обследование слухового гнозиса (восприятие ритма, различение бытовых шумов).
  • Обследование речевых функций: беседа, составление рассказа, ответы на вопросы по картинке.
  • Письмо, чтение, счет. Ребенок выполняет задания педагога.
  • Проверка интеллектуальных функций с учетом возрастных норм развития.
Психолог проводит диагностику
Проведение диагностики
Инструменты нейропсихологической диагностики
Стимульные материалы для нейропсихологической диагностики

На основе анализа диагностических данных, анамнеза, онтогенеза детский логопед-дефектолог составляет индивидуальную программу занятий с ребенком. Содержание курса обычно следующее: нейропсихологические упражнения для коррекции внимания, памяти, речи, уровня концентрации, усидчивости, поведения, психологического комфорта.

Показания

Нейропсихологическая коррекция рекомендована детям с 3 до 12 лет, если у них наблюдаются следующие симптомы отклонений и нарушений в развитии:

  • Гиперактивность, импульсивность (СДВГ);
  • Излишняя медлительность;
  • Леворукость;
  • Слабо развитая моторика;
  • Рассеянность;
  • Дефицит внимания;
  • Нарушения памяти;
  • Тики, логоневроз;
  • Задержки психического развития (ЗПР, ЗПРР);
  • Задержки речевого развития (ЗРР, ОНР);
  • Невозможность освоить учебную программу;
  • Отказ от речевого общения;
  • Повышенная утомляемость на уроках;
  • Дисграфия, зеркальное написание букв;
  • Дезориентация в пространстве;
  • Асоциальное поведение (ребенок старается соблюдать правила устава школы, наказы родителей, но безуспешно).
  • Неадекватное поведение (ребенок не контролирует эмоции).
  • Эхо- и аутостимуляция.
  • Ранний детский аутизм, аутичное поведение.
  • Неконтролируемые движения телом, языком, головой во время напряженной умственной работы (чтение, письмо).
  • Проблемы со сном, аппетитом.

Кроме перечисленных случаев, обращаться к нейропсихологу за консультацией рекомендовано родителям, чьи дети рождены с травмами, с помощью кесарева сечения, пропускали в развитии важные этапы (ползание, гуление).

Коррекционное занятие с психологом

Методы нейрокоррекции

Без специальной коррекции недостатки в работе мозга не устраняться сами собой. Отказ от лечения приведет к хронической неуспеваемости в школе, снижению самооценки и неудачам во взрослой жизни.  До 12 лет почти все проблемы, связанные с психическими функциями, можно устранить или уменьшить на коррекционных занятиях.

Родителям важно понимать, в норме малыши от рождения проходят следующие этапы развития психических и сенсомоторных функций:

  1. Самостоятельное прохождение родовых путей;
  2. Лежание на спине;
  3. Держание головы;
  4. Перевороты на живот, с боков;
  5. Ползание по-пластунски;
  6. Упор руками;
  7. Самостоятельное усаживание;
  8. Ползание на четвереньках;
  9. Вставание с помощью опоры, потом без нее;
  10. Ходьба за ручку, самостоятельно без помощи взрослых.

Если эта последовательность не нарушена, то речевое, психическое развитие к школьному возрасту будет в норме. В случае пропуска одного или нескольких этапов, функции мозга формируют неполную или нецелостную форму деятельности. Поэтому ребенок воспринимает пространственную сферу искажено, есть риск возникновения различных проблем с обучением, речевым, поведенческим развитием.

С учетом анамнеза и результатов подробного обследования специалисты нейропсихологических центров для детей применяют несколько методов работы со школьниками, младшими и старшими дошкольниками. Это логопедические, игровые, телесно-ориентированные, арттерапевтические, психологические технологии. Задача педагога состоит в том, чтобы приблизить уровень развития ребенка (атипичный, патологический) к нормальному по его возрасту и полу. Нейропсихологическая коррекция в раннем детском или школьном возрасте восстанавливает работу ЦНС.

Коррекционные занятия с психологом

Занятия с нейропсихологом

Эффективная нейропсихологическая коррекция школьников возможна только с помощью систематических занятий с детским логопедом-дефектологом. Самостоятельное выполнение упражнений с ребенком на дому, по рекомендациям из книг, учебников для специалистов или онлайн-уроков для родителей, как правило, не дают желаемого эффекта. Детям с серьезными нарушениями в развитии когнитивных процессов необходим индивидуальный подход с учетом особенностей работы их психической системы.

Но при поиске грамотного логопеда-дефектолога у родителей возникает несколько неожиданных проблем:

  1. Педагоги не соответствуют запросам ребенка по квалификации и практическому опыту работы с подобными случаями.
  2. Специалисты используют общепринятые методы работы, не учитывают индивидуальные особенности школьника.
  3. Логопед не дает гарантии успеха, не выстраивает возможный план развития событий. В такой ситуации родители чувствуют себя беспомощными и вынуждены ходить на занятия, надеясь на удачу.
  4. Педагог ведет занятия на дому, где для ребенка нет комфортной среды.

Конечно, можно согласиться на поставленные педагогом условия и ждать “чуда”. Но умнее и выгоднее для малыша, родителей будет поиск “хорошего” логопеда-дефектолога, который даст гарантию качества коррекционных занятий, подтвердит слова об опыте и квалификации дипломами, благодарственными письмами, реальными историями маленьких пациентов.

Найти профессионального специалиста по работе с нейропсихическими нарушениями, значит потратить деньги и время на поиск педагога, занятия, выполнение упражнений не зря, то есть в итоге получить положительный результат.

Занятие с психологом

Отличить “хорошего” логопеда-дефектолога от “плохого” просто. Грамотный, опытный специалист обладает таким набором качеств:

  • Использует инновационные методы работы.
  • Практикует занятия с детьми дошкольного возраста и подростками. То есть не зациклен на одном возрасте пациентов.
  • Ставит перед собой и ребенком конкретные цели, реализовывает их пошагово.
  • Постоянно находится в поиске новых методов работы, делится опытом с коллегами и сам посещает лекции профессоров, мастер-классы.
  • Открыт для диалога с родителями.
  • Может наладить контакт со сложным ребенком (закрытым от посторонних). Заботится о психологическом, физическом комфорте ученика на занятиях.
  • Включает в урок разные формы деятельности: игры, гимнастику, пение, рисование, чтение, письмо и другие. Содержание определяется поставленными целями, возможностями малыша и новыми идеями педагога.

За помощью вы можете обратиться к логопеду-дефектологу в Центре детской нейропсихологии “Альтер Вита”. Работа команды специалистов направлена на качественное решение поставленных родителями задач, оказание комплексной помощи ребенку. В результате дети преодолевают трудности с обучением, у них повышается самооценка, они вырастают успешными, умными людьми без комплексов, навязанных школьным периодом.

Нейропсихологическая коррекция — это порой единственно правильный выбор родителей, обеспокоенных психическим здоровьем своего ребенка. Именно детский нейропсихолог помогает вовремя диагностировать и затем устранить причины неуспеваемости, задержек развития.

Adblock
detector