Дисграфия у младших школьников: что это такое? Виды, лечение и коррекция: упражнения и задания
Первые деньки, проведенные за школьной скамьей, иногда становятся для деток не радостным событием, а поводом для тревог и забот. Переживают и родные: почему же любимый малыш, такой сообразительный, никак не может освоить грамоту, а другие предметы не вызывают затруднений? Частенько под разнос попадают педагоги – мол, не могут обучить ребенка базовым вещам. Однако, нарушение письма может иметь под собой веское основание, не зависящее от детской лени или слабости учительского состава – дисграфию.
Что такое дисграфия
Дисграфия у детей – наличие систематических одинаковых ошибок при письменной речи по причине нарушения деятельности головного мозга.
Не стоит паниковать, если малыш случайно перепутал местами несколько буковок в домашнем задании. Но если такие описки происходят регулярно – возможно, это уже не невнимательность, а серьезное заболевание.
Впервые ставят диагноз дисграфия младшим школьникам. Даже если ошибаются четырехлетки или пятилетки, это считается абсолютно нормальным явлением.
Классификация
Выделяют следующие виды:
- Оптическая дисграфия
- Акустическая дисграфия
- Артикуляторно-акустическая дисграфия
- Аграмматическая дисграфия
- Проблемы с языковым анализом и синтезом
- Моторная
Формы дисграфии имеют разнообразную природу. Вышеуказанные виды дисграфии выражаются в следующем:
- Оптическая дисграфия:
• Зеркальное отображение символов (R – Я) или предложений (справа налево).
• Буквы пишутся не полностью или, наоборот, с лишними частями.
• Путаются схожие (Ш – Щ, B – Б). - Акустическая, чаще связанная со слуховыми нарушениями, выражающается в подмене друг другом парных букв:
• По звонкости-глухости (Д – Т, З – С).
• Твердости-мягкости (Пример согласных — « комь» и «ком», гласных – «лустра» и «люстра»). - Артикуляторно-акустическая схожа в проявлениях с предыдущей. Возникает из-за неверной артикуляции, ведущей к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
- Аграмматическая связана преимущественно с грамматической несогласованностью в словосочетаниях («пустой банка», «красивая папа»).
• Местами меняются рода, числа, склонения, падежи.
• Подменяются предлоги («пойти в прогулку»).
• Ошибиться малыш способен даже в проверяемых гласных в корне, если на них не падает ударение.
Чаще всего встречается в билигвальных семьях, при длительной жизни за рубежом, применении некорректных методик раннего обучения иностранному языку. - Проблемы с языковым анализом и синтезом — это:
• Дублирование слогов.
• Трудности со слитным и раздельным написанием. - Моторная дисграфия, в отличие от других видов, редко бывает связана с ментальными особенностями. Предпосылка появления – неспособность верно управлять рукой при письме, что проявляется:
• В низкой скорости.
• Постоянном (даже в пределах одного предложения) изменении наклона и размера.
• Слишком слабый или сильный нажим, «дрожащие» линии.
• Скованности движений, особенно при переходе от одного символа к другому.
Таблица «Формы дисграфии»
Причины
Этиология дисграфии связана с целым спектром факторов.
В антенатальный период:
- Токсикозы, преимущественно в завершающем триместре
- Резус-конфликт при травмировании плода
- Алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости матери
- Внутриутробное инфицирование
- Сильные стрессы
- Передозировка медикаментами, не предусмотренными для беременных
- Химическая интоксикация.
Постнатальные причины дисграфии (сюда же относится и дисграфия у взрослых).:
- Рахит
- Вирусные инфекции (ветрянка, желтуха, менингит, энцефалит, грипп)
- Гипоксия и асфиксия при родах
- Сотрясения, черепно-мозговые травмы
- Длительные истощающие болезни
- Немота или речевые нарушения у родителей
- Двуязычное окружение
- Социальная изоляция
- Перенапряжение нервной системы
- Чрезмерно раннее обучение, не подкрепленное соответствующим психологическим состоянием ребенка.
Диагностика
Симптоматика дисграфии подлежит диагностике логопедов. Тем не менее, наблюдательные мамы обнаруживают важные проявления самостоятельно. Это:
- Возбудимость
- Легкая утомляемость
- Гиперактивность
- Скачки настроения
- Проблемы неврологического характера
- Дислексия
- Слабый слух
- Ослабленное внимание
- Замкнутость
Специалисты используют для диагностики дисграфии школьников тесты. Скачайте и проведите тестирование дома:
Коррекция
Лечение дисграфии у младших школьников происходит при помощи упражнений. Коррекция происходит и профессионалами с логопедическими знаниями, и семьей.
Мамы, соблюдая рекомендации логопедов, могут проводить дополнительные мини-уроки самостоятельно. При этом важно соблюдать правила.
- Заниматься регулярно
- Не ругать ребенка, если у него что-то не получается
- Стараться разнообразить занятия, проводить их в игровой форме
- Делать перерывы по мере усталости
Занятия должны быть приятным времяпрепровождением, а не наказанием за провинность. Если кроха будет получать от происходящего наслаждение, прогресс наступит значительно быстрее.
Упражнения
Коррекция дисграфии у младших школьников при помощи пальчиковой гимнастики:
Катание резинового мяча с шипами.
«Показ мод» для девочек или «парад» для мальчиков – поочередное перебирание пальцами.
Картины из бумажных шариков.
Торцевание.
Лепка из пластилина или полимерной глины.
Сбор паззлов.
Взаимодействие с шершавой поверхности (строительство песчаных замков, перебор крупы).
Текстовые задания:
- Организуйте соревнование по типу «кто быстрее». Возьмите по журнальному листу и вычеркивайте на скорость определенные буквы. Если получилось – в следующий раз возрастает уровень сложности. Одну букву зачеркиваем крестиком, другую – обводим.
- Пишите короткие отрывки из любимых сказок ребенка. А все оплошности ищите совместно.
- Давайте школьнику править тексты с небольшими ошибочками. Злоупотреблять не стоит: неверный вариант может закрепиться в памяти, усугубив ситуацию.
- Играйте в ассоциации. Вместе придумайте, на что похожа каждая буква (О – бублик, п – табурет). Отличным подспорьем станут азбуки в стихах с ярким иллюстративным материалом.
- Используйте прописи и раскраски.
- Обводите буквы в трафарет – это позволит лучше сохранить их силуэт в памяти.
- Лепите символы из теста, запекайте в духовке – такой вкусный результат прочно отпечатается в голове.
- Вставляйте пропущенные буквы в слово – если уверены, что оно уже отложилось у ребеночка.
- Считайте гласные и согласные.
- В развивающих детских пособиях и на коробках с готовыми завтраками встречаются игры-лабиринты, где требуется провести животное по определенному пути. Они также весьма полезны.
Письменные задания по дисграфии, скачайте, распечатайте и занимайтесь:
Коррекционные занятия значительно улучшают ситуацию, не забрасывайте занятия, занимайтесь регулярно.