Тахилалия: причины, симптомы, диагностика, методы коррекции

Тахилалия — это патологическое нарушение темпов речи. Ребенок говорит очень быстро. За одну минуту произносит в 2-3 раза больше звуков, чем положено по нормам.

Понять, что говорит дошкольник, практически невозможно. Его речь невнятна, поток звуков не останавливается даже для вдоха. Одновременно с высказыванием ребенок двигает руками, ногами, головой, помогая себе произносить слова.

Виды

Классификация ускоренной речи основывается на особенностях произношения, дополнительных симптомах заболевания. Выделяют 3 вида тахилалии:

  1. Чистая форма. Характеризуется быстрым темпом произношения. Фонемы, синтаксические единицы не изменяются, фонетические ошибки отсутствуют.
  2. Полтерн. Ребенок в процессе говорения как бы «спотыкается», делает неоправданные паузы, запинки. С трудом подбирает слова для оформления мысли. Без причин повторяет уже сказанные слоги и слова. Полтерн легко спутать с логоневрозом. Стоит обратить внимание на страх перед речью, наличие судорожных движений в момент артикуляции. При «спотыкании» они отсутствуют.
  3. Баттаризм. Нарушено речевое дыхание. Ребенок захлебывается во время артикуляции. Произносит фразу в ускоренном темпе, но глотает слоги, слова, не может выстроить предложение в правильную лексическую конструкцию.

Болтает без умолку

Причины

По статистическим данным психологов, неврологов, тахилалия чаще диагностируется у нервных, быстро возбуждаемых детей, страдающих гиперактивностью.

К причинам возникновения нарушений относят и следующие:

  • Наследственность
  • Расстройства темпов внутренней речи
  • Задержка темпов торможения
  • Копирование речи окружающих
  • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Нежелание взрослых выслушать длинную медленную тираду малыша вынуждает его торопиться при артикуляции.
  • Психические расстройства.

Мальчик говорит

Симптомы

Диагностировать тахилалия у детей можно по речевым и неречевым признакам. К первым относятся:

  • экспрессивность речи;
  • заминки при разговоре;
  • нарушения речевого дыхания;
  • произношение более 20 звуков за секунду (норма не более 12);
  • неоднократное повторение фонем, слов;
  • пропуск звуков, искажение фонем;
  • нарушение интонации;
  • отсутствие логических пауз меду словами и фразами;
  • артикуляционная моторика;
  • нарушение письменной речи;
  • трудности в обучении чтению;
  • облегченное произношение небольших предложений;
  • нарушение координации речевого аппарата;
  • несоответствие внутренней и внешней речи.

Среди неречевых симптомов выделяют:

  • моторное беспокойство;
  • активная жестикуляция;
  • нарушения сна;
  • гиперактивность;
  • дезориентация;
  • низкий уровень концентрации внимания;
  • нарушения всех видов памяти;
  • отсутствие последовательности, логичности мышления;
  • вегетативные нарушения различной этиологии (потливость, возбудимость, учащение ритма сердца).

Диагностика

Для того чтобы распознать речевую патологию у ребенка, необходимо обратиться в первую очередь не к логопеду, а к неврологу, психиатру. Диагностирование заболевание происходит на основе анализа внешних проявлений и лабораторных методов исследования.

Чаще всего доктор советует провести дошкольнику следующие процедуры:

  1. ЭЭГ: для выявления признаков эпилепсии, нарушений в работе структур головного мозга.
  2. Эхограмма (УЗИ): определит наличие или отсутствие опухолей, новообразований.
  3. МРТ: выявит органические поражения мозга.

Обязательным условием диагностики речевого нарушения является собеседование с психиатром. Специалист определяет уровень развития дошкольника, находит внутренние семейные, бытовые причины развития патологии. Исключает или подтверждает наличие психических отклонений.

Психолог помогает определить уровень моторного, сенсорного, волевого, познавательного развития.

Речевая функция обследуется логопедом. Тщательному анализу подвергается состояние речевого моторики, акустического аппарата, способности расставлять ударения, паузы, темпы речи и письма.

Психолог, психиатр, логопед используют диагностические тесты, специализированные задания при осмотре малыша.

Диагноз тахилалия ставится после полного обследования дошкольника, сбора анамнеза и анализов результатов диагностики от всех специалистов.

Ребенок на МРТ

Коррекция

Работа по преодолению подобных нарушений у дошкольников состоит из нескольких частей:

  1. Медикаментозное лечение. Назначается неврологом, психиатром. Это успокоительные препараты, нормализующие процессы ЦНС.
  2. Общеукрепляющие процедуры. Закаливание, физиотерапия, нормализация общих движений. Это упражнения на замедления темпа, тренировка координации, выработка навыков плавности, ритмичности.
  3. Логопедическая работа. Направлена на развитие правильного голосоведения, ритмичного чтения, плавного дыхания, внятной спокойной речи, общего поведения в коллективе, расширение словарного запаса.

Поговорим подробнее о коррекционной работе логопеда с дошкольником. Рекомендуем использовать следующий набор упражнений и задания для устранения тахилалии в детском возрасте.

Дыхательные упражнения

  • Упражнение 1

Ребенок должен дышать ритмично, контролирую процессы вдохов-выдохов. Длительность вдоха — 3 секунды, выдоха — тоже 3, между ними короткая пауза = 1 секунда. Вдохнули, считаем 1-2-3, пауза — 1, выдох -1-2-3.
Сначала считает педагог, потом ребенок про себя. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Упражнение повторять 4 раза несколько раз в день.

  • Упражнение 2

Дышим при ходьбе. Шаг — вдох, 2 шага — выдох, шаг — пауза. Повторить 3-4 раза несколько раз в день.

  • Упражнение 3

Произношение звуков на выдохе. Встаем прямо, делаем обычный вдох, с выдохом проговариваем звук Ш, Ф, Х. Следите за спокойным состоянием щек, они не должны надуваться. Вдох длится не менее 5 секунд. Повторять упражнение с одной буквой 4 раза. Через несколько дней звук можно поменять.

  • Упражнение 4

Произносим слоги. Ребенок спокойно дышит, встает прямо. Имитирует жевательные движения, на выдохе медленно произносит слоги: ХММА — ХММО, ХММУ-ХММЮ, ХНННИ-ХММИ и т.д.

  • Упражнение 5

Говорим слова на выдохе. Дошкольник делает медленный глубокий вдох, на выдохе медленно считает до 5 вслух. Если ему хватает воздуха для произношения всех цифр, увеличьте их количество, чтобы возникла необходимость добора кислорода. Повторяйте упражнение 4 раза.

Дети выполняют дыхательные упражнения

Логоритмика

Упражнения необходимы для установления правильного ритма движений, артикуляций. Ребенок приучается контролировать темп речи.

  • Речевая разминка. Дошкольник не должен сосредотачиваться на речевом материале. Выбирайте любую смысловую группу слов. Под медленный счет шагает и произносит месяца, названия дней недели, считает.
  • Медленно шагаем по кругу, хлопаем в ладоши в темпе речи. Произносим женские имена, части тела человека. Следите за ритмом речи.
  • Собираем грибы, урожай на огороде. Ребенок ходит по залу, подбирает с пола игрушечные фрукты, овощи, грибы. Называет их. Движения и артикуляция происходят в замедленном темпе.

Усвоение медленного темпа речи

  • Прослушивание записи с текстом. Диктор читает очень медленно. Материал не должен быть большой, сложный. Ребенку необходимо запомнить текст и повторить так же медленно.
  • Прослушивание ускоренной записи с монологом диктора. Повторяем в медленном темпе.
  • Пение в заданном ритме. Используйте магнитофонную запись. Ребенок должен петь синхронно с записью. Останавливайте его, если он убегает вперед.
  • Совместное проговаривание текстов, фраз. Логопед говорит предложение, потом повторяет его одновременно с воспитанником. Добейтесь синхронности, медленного темпа. Повторяйте фразу несколько раз до получения положительного результата.

Работа с текстом

Подходит для читающих детей. Воспользуйтесь ритмичными текстами, пословицами, поговорками. Ребенок должен прочитывать их по слогам, громко вслух.

Педагог может отхлопывать ритм прочтения, чтобы ребенок не сбивался и не торопился.

  • Задания по сокращения или удлинению текста.

Дошкольнику предлагается небольшой рассказ. Его нужно прочитать вслух, осознать смысл. Пересказать с сокращением или прибавлением собственных ощущений от прочитанного.

  • Составление предложений с предложенными словами

Педагог предлагает синонимичный ряд. Например, зима — холодное время года — стужа и т.д. Дошкольник должен составить с ними предложения, произнести их четко в замедленном ритме.

  • Пересказ известного текста

Воспитанник ДОУ пересказывает известную ему историю, сказку. Следите за паузами, лексикой, формулированием мыслей, последовательностью изложения.

Коррекционная работа с детьми, страдающими тахилалией, занимает не менее 6 месяцев, при полтерне, баттаризме не менее года.

Логопедическое занятие

Профилактика

Ребенок подражает взрослым во всем. Основным методом профилактики ускоренного ритма речи является правильный образец речевого общения. Следите за формированием артикуляционных привычек у дошкольника с самого раннего возраста. Останавливайте его речь, если он торопится, захлебывается, контролируйте дыхание и четкость произношения.

Рейтинг автора
3
Анна Ровенская учитель
Автор статьи
Анна Ровенская
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.    
Написано статей
15