Псевдобульбарная дизартрия у детей: формы, симптомы, лечение и коррекция
Содержание
Псевдобульбарная дизартрия — это заболевание, сопровождаемое нарушением речи, которое вызвано ухудшением иннервации артикуляционных мышц из-за поражения проводящих кортико-бульбарных трактов. Патология проявляется затруднительным произношением звуков и слов на фоне слабо выраженной мимики, спазма артикуляционных мышц, а также сопровождается затруднительным глотанием пищи.
Псевдобульбарная дизартрия развивается у детей, которые при родах, в раннем детстве, внутриутробном периоде перенесли органическое поражение мозга, вызванное энцефалитом, опухолью, травмой, интоксикацией. Результатом становится псевдобульбарный парез или паралич из-за поражения проводящих путей, направляющихся к ядрам языкоглоточного, подъязычного, блуждающего периферических нервов от коры головного мозга.
Клиническая картина относительно артикуляционной и мимической мускулатуры напоминает бульбарное поражение, однако в данной ситуации шансов успешно провести речевую коррекцию гораздо больше. Логопедическое воздействие осуществляется последовательно с параллельным проведением терапии основного заболевания и восстановительным лечением.
Читайте также: Бульбарная дизартрия:
Описание
Псевдобульбарная дизартрия проявляется увеличением тонуса в мышцах артикуляции по типу спастичности. В более редких случаях при нарушении объема произвольных движений отмечается небольшое понижение или слабо выраженное повышение тонуса мышц в виде паретической формы. Патогенез обеих разновидностей патологии сопряжен с ослаблением активности мышц артикуляционного аппарата или почти полным отсутствием их функционирования.
При этом сохраняется выполнение автоматических рефлекторных движений, наблюдается усиление небного, глоточного и рефлексов орального автоматизма. Фиксируется симптом синкинезии, напряженность и оттянутость кзади языка, спинка которого закруглена, закрывая вход в глотку. Произвольная двигательная активность языка ограничена, больному сложно его держать по средней линии при показывании врачу.
Всегда при псевдобульбарной дизартрии в первую очередь наблюдаются нарушения дифференцированных и сложных произвольных движений артикуляционного аппарата при одновременном сохранении непроизвольных движений. Например, больные дети могут облизывать губы во время еды, произносить звонкие звуки при плаче, хотя в других ситуациях они этого делать не могут.
Классификация
Различать заболевание принято по двум основным направлениям: по характеру двигательных нарушений (спастическая, паретическая, смешанная) и степени выраженности отклонений (легкая, средняя, тяжелая).
Спастическая форма выражается напряженностью дыхательных мышц и мышцы губы, спастическим парезом языка, ухудшением тонуса мягкого неба. При этом речь становится монотонной, имеющей назальный оттенок. Между периодом дыхания, формированием голоса, артикулированием отмечается продолжительный латентный период. Артикуляция беззвучная, в речевой мускулатуре нет продолжительного покоя, движение языка ограничено, губы спазмированы, наблюдается напряженная улыбка. Глотательные, сосущие движения нарушены. Дыхание аритмичное, выдох слабый, короткий. Периодически можно слышать на выдохе речь. Темп ее бывает быстрым, но без постоянного ритма. Дети говорят от спазма к спазму, употребляя намеренно короткие фразы. Четко разобрать подобную речь бывает очень проблематично, что зависит от силы голоса. Смысловые звуковые свойства не нарушены.
Паретическая форма возникает прежде всего при гипотонии речевой и скелетной мускулатуры, хотя во время произвольного движения отмечается нарастание тонуса. Сохраняется парез губной, язычной мышцы, неба. Больному бывает сложно переключиться с одного на другое движение, то есть сменить позу. Движения артикуляционного аппарата и дыхания асинхронны. Возможны оральная синкинезия и повышенное слюноотделение. Вдох бывает коротким, выдох — слабым. Отмечается тихий, слабый голос. Отдельные звуки могут хорошо произноситься, но во время разговора они смазаны. Пища употребляется, но есть изменение координации жевательных движений.
При смешанной форме, которая диагностируется чаще всего, у одной группы мышц наблюдается повышенный тонус (губ, щек), а у языка — расслабленность.
Читайте также: Дизартрия у детей: лечение и коррекция
Классификация учитывает различную степень нарушения артикуляционной и речевой моторики. Всего их выделяют три:
- Легкая степень — основным дефектом тут бывает нарушение фонетической составляющей речи.
- Средняя степень — присутствует амимичность, то есть отсутствует активность мимической мускулатуры. У детей не получается вытянуть губы, надуть щеки, сомкнуть плотно губы. Наблюдается выраженный дефект произношения, невнятная речь. У ребенка поздно развивается речь (ближе к дошкольному периоду — 5-6 годам). Из-за этого дети просто не успевают набраться достаточного опыта речевого общения. Ребенку очень сложно бывает не только общаться со сверстниками, но и успешно проходить курс обучения по школьной программе. Современные специализированные школы обладают всеми возможностями полноценной учебы школьников с данной патологией, проявляющейся выраженными нарушениями речи. К каждому ученику здесь применяется персональный подход.
- Тяжелая степень или анартрия, когда диагностируется глубокое мышечное поражение, сопряженное с полным бездействием речевого аппарата.
Проявления заболевания
Отклонения в речевой моторике
- Изменение амплитуды движений — они становятся незавершенными или невозможными совсем.
- Изменена динамическая организация речи — замедленные движения, смена мышечного тонуса с повышенного на пониженный.
- Фактор нарушения скорости речи, которая становится невнятной, смазанной.
- Усиление истощаемости артикуляционных движений, которые становятся неточными, неполными, и каждая артикуляционная поза начинает выполняться не по одному разу.
- Симптоматика включает изменение тонуса мышц в артикуляционной мускулатуре, что неизбежно приводит к ухудшению звукопроизношения.
- Дизартрия псевдобульбарная у детей — это прежде всего ухудшение произношения звуков переднеязычных, например, «д», «т», «н» и так далее в сочетании с плохим произношением других групп звуков.
Непроизвольные движения у детей могут быть трех разных типов:
- гиперкинезы — насильственные автоматические движения, вызванные самопроизвольных сокращением мускулатуры, которое происходит в покое и движении;
- тремор — ритмичные короткие подергивания разных частей тела (конечности, голова, язык);
- синкинезии — дополнительная двигательная активность, добавляющаяся к произвольным.
Нарушение общей моторики
Мышечный аппарат всего организма часто приобретает склонность к гиперкинезам, сопровождаемым нарушением координации движения. Такой ребенок менее ловок по сравнению со сверстниками, ходить начинает поздно. На восстановительном этапе сбалансировать состояние помогает массаж, ритмика, ЛФК, логоритмика. Со стороны мимических мышц наблюдается проблематичное движение вверху лица, сглаженность внизу носогубных складок.
В качестве вторичного проявления отмечается нарушение ощущений относительно движений органов артикуляции. Таким детям свойственно нарушение речевого дыхания:
- Недостаточная сила выдоха.
- Маленькая жизненная емкость легких.
- Увеличение мышечного тонуса в области грудной клетки.
- Избыточная выработка слюны.
- Выраженное ускорение выдоха.
У детей с псевдобульбарной дизартрией возможны нарушениях зрительного восприятия, пространственной координации. Работа по логопедической коррекции у таких пациентов всегда проводится комплексно с составлением подробного плана, учитывающего медикаментозное лечение и назначение физиотерапевтических процедур.
Диагностические методы
Правильной диагностике способствует сочетанное использование логопедического, неврологического обследования, проведение нейровизуализации, ультразвукового исследования мозгового кровообращения.
Предусмотрено проведение специальных проб, позволяющих оценить уровень звукового анализа у дизартриков. Больной не может отобрать правильно фото, у которых название начинается с заданного звука, предложить слово, содержащее конкретный звук, провести звуковой анализ состава слова.
Если ребенка с псевдобульбарной дизартрией попросить отобрать картинки с локализацией в названии слова звука «б», он будет откладывать «подушку», «барабан», «банку», «пилу». При более хорошем произношении ошибок допускается не так много. Например, на звук «с» отбираются картинки «оса», «сумка», «самолет». При анартрии подобный звуковой анализ становится недоступным. Опытный специалист сможет быстро дифференцировать ПБД и с другой патологией, имеющей схожую симптоматику, исключить ДЦП.
Лечебные мероприятия и коррекция
Поскольку заболевание не является самостоятельным и бывает при разных расстройствах нервной системы, перечень и порядок использования лечебных мероприятий определяется только после проведения дифференциальной диагностики с точным указанием диагноза с учетом возраста пациента.
На разных стадиях клинического процесса лечащий врач выбирает следующие методы:
- Логопедическая коррекция, устранение ФФНР.
- Лекарственная терапия.
- Дыхательная гимнастика.
- Массаж.
- ЛФК.
Коррекционно-логопедическая работа должна начинаться с первых месяцев жизни, как только установлен диагноз. Если не начать коррекцию в доречевом периоде, в дальнейшем повышается риск сохранения имеющихся и появления других дисфункций.
Структура устранения нарушений доречевого и речевого развития рассчитана на поэтапную реализацию. Специалист дифференцированно подходит к составлению занятий, учитывая возможности ребенка. Упражнения выбираются согласно «зоне ближайшего развития» пациента.
Читайте также: Артикуляционная гимнастика при дизартрии
Для развития моторики артикуляционных структур, речевых и сенсорных функций применяется кинестетическая стимуляция.
Коррекционно-педагогическая работа базируется на принципе активного участия в формировании компенсаторных механизмов обратной афферентации. Система упражнений по коррекции артикуляционной моторики учитывает, что только наличие обратной связи позволяет накапливать опыт по управлению двигательной активностью речевых органов. Без этого нельзя научиться речи, и только усиление обратной связи помогает облегчить обучение речи.
Читайте также: Нейропсихологическая коррекция детей
Среди других важных подходов специалисты отмечают следующие:
- Применение дидактических принципов, среди которых систематичность, персональный подход, последовательность при подаче материала, наглядность, активность.
- Формирование занятий в рамках основной деятельности человека. Речевая терапия при дефектах звукопроизношения начинается с первых месяцев появления на свет малыша.
Уже на первом году жизни необходимо начинать выполнять следующие задачи:
- Привитие навыков глотания, жевания, сосания.
- Развитие в речевой мускулатуре проприоцептивных ощущений, что достигается посредством пассивно-активной гимнастики мышц, отвечающих за артикуляцию.
- Стимулирование дыхательных функций.
- Улучшение голосовой активности, слухового, зрительного восприятия, эмоциональных реакций.
- Развитие способностей активной речи, ее понимания.
- Воспитание речевых кинестезий.
Медикаментозное лечение псевдобульбарной дизартрии проводится психоневрологом. Лекарственная терапия с назначением препаратов направлена на успешную борьбу с симптомами болезни, помогая улучшить состояние пациента.
В подавляющем большинстве случаев при легкой степени дизартрии дети испытывают определенные трудности в звуковом анализе. При написании слов они могут допускать ошибки, связанные с заменой звуков. При этом структура слова практически не изменяется. Это же самое следует сказать в отношении лексики и грамматического строя. Отклонения в развитии при легких нарушениях устанавливаются, если ребенок проходит тщательное обследование, и признаки не являются характерными.
При различных проявлениях псевдобульбарной дизартрии лечебный подход должен быть комплексным, учитывающим регулярные занятия с ребенком и выполнение процедур на протяжении длительного периода времени.