Амнестическая афазия: причины, симптомы, лечение, коррекция

Амнестическая афазия — это патология речевой функции, при которой человек затрудняется вербально выражать свои мысли. Сложности возникают из-за того, что больной забывает названия предметов, наименования, у него сильно снижается словарный запас. В речи преобладают глаголы. Например, о карандаше говори так : “Это предмет, которым рисуют”. Вербальные сложности сильно сказываются на качестве общения, социальных функциях. При этом нарушений артикуляции, интеллекта, слуха нет.

Важно не путать афазию с алалией — отсутствием речи в детском возрасте. Амнестическая афазия является приобретенной патологией, которая в 90% случаев встречается у людей зрелого возраста, до болезни, имеющих нормальное речевое развитие.

Общие сведения

У молодых людей амнестическая афазия характеризуется минимальными потерями для коммуникации. Пожилые пациенты страдают от болезни гораздо сильнее. Но у всех больных с данным расстройством поражена височно-теменно-затылочная часть полушарий головного мозга. При этом у правшей повреждается — левая часть, у левшей — правая. Следствием нарушения становится снижение объема памяти, угнетение работы данной части коры головного мозга из-за отмирания нейронов.

Доли мозга, функции полушарий

Классификация

Определение амнестическая афазия включает в себя 2 разновидности речевых расстройств:

  1. Оптиконестическую афазию

Развивается по причине поражения затылочных и височных отделов головного мозга в левом полушарии. У больного не отмечается снижение лексического запаса, человек забывает, как выглядят предметы, а не их название.

  1. Акустикомнестическую афазию

Поражаются извилины средней височной части и зона слухового аппарата. В результате у пациента снижается объем речевой и слуховой памяти.

В большинстве случаев диагноз амнестическая афазия подразумевает наличие набора проблем у пациента, то есть формы болезни сочетаются друг с другом.

Поражения мозга при афазии

Многие специалисты в России при диагностировании подобных нарушений пользуются классификацией А.Р. Лурия, который выделял гораздо больше разновидностей афазии:

  • Эфферентная моторная

Пациенты не воспринимают информацию из письменного текста, не могут полноценно читать и писать, делают множество орфографических и пунктуационных ошибок, создают текст из несвязных по смыслу предложений.

  • Афферентная моторная

У больного возникают сложности с говорением, он испытывает трудности с подбором артикуляционной единицы.

  • Динамическая

Люди затрудняются составлять предложения, фразы из 3 и более слов, в речи перескакивают от одной мысли к другой.

  • Сенсорная

У человека расстроен фонематический слух. Он понимает чужую речь плохо даже на родном, хорошо знакомом языке.

  • Семантическая

Больной воспринимает речь только короткими фразами и предложениями, не способен анализировать сложные семантические конструкции.

Патогенез

К развитию амнестической афазии приводят множество причин. От болезни не застрахован ни один человек любого возраста и социального положения. Основными виновниками речевой патологии выступают:

  1. удары головой;
  2. травмы черепа в результате падений, ДТП;
  3. оперативные вмешательства в структурах головного мозга;
  4. инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга;
  5. инсульт;
  6. тромбоз;
  7. острое отравление организма ядами;
  8. передозировка лекарственными препаратами;
  9. психические заболевания;
  10. злокачественные, доброкачественные опухоли;
  11. болезнь Альцгеймера;
  12. болезнь Пика;
  13. генетическая предрасположенность к афазии;
  14. ишемические болезни головного мозга, сердца;
  15. гипертония;
  16. эпилепсия;
  17. мигрень.

В группу риска возникновения амнестической афазии входят люди пожилого и старого возраста. Возможность развития синдрома повышают вредные привычки: курение и алкоголь. В редких случаях амнестическая афазия наблюдается при поражении почек, печени, когда организм отравляется невыведенными продуктами метаболизма.

Симптомы

Речевая патология протекает ровно, мягко. Резкие ухудшения состояния наблюдаются крайне редко. Симптомы проявляются смазано. При амнестико-семантической афазии у больного наблюдаются следующие характерные признаки болезни:

  • Пациенты разговаривают медленно, делая длительные паузы между словами, фразами, предложениями.
  • Больные жалуются на невозможность логически выстроить высказывание.
  • Слова, фразы повторяются многократно, человек будто цепляется за уже высказанную мысль и таким образом пытается продолжить высказывание.
  • В речи почти отсутствуют существительные. Для наименования предметов используются перечисления их характеристик по внешнему виду, качествам, отличительным свойствам.
  • Артикуляция, слух страдают редко.
  • Речь экспрессивна, насыщена прилагательными и глаголами.
  • Если больному напомнить название предмета, например, произнести первый слог, то он быстро закончит начатое слово. Но может опять забыть наименование при следующем разговоре.
  • Пациентам сложно удерживать внимание на одной теме, концентрировать взгляд на предмете.
  • Сложности в понимании смысла пословиц, многозначных слов.

Симптомы афазии можно спутать с признаками слабоумия, но на самом деле интеллект больных не страдает. Они не теряют социальных, бытовых навыков, мыслят как здоровые люди, но испытывают сложности в вербальном обращении к окружающим, устных ответах на вопросы.

Обследование пациента

Диагностика

Поставить диагноз “на глаз”, только после осмотра и беседы с больным человеком невозможно. Причиной сбивчивой речи могут быть не только травмы головного мозга, но и стрессы, особенности психики. Врачу необходимы более веские доказательства поражений черепа, сосудов, отделов мозга.

Для выявления амнестического типа афазии следует пройти аппаратные исследования:

  1. Рентген мозга, черепа;
  2. КТ;
  3. УЗИ, сонографию;
  4. Картирование сосудов;
  5. МРТ головного мозга;
  6. Комплекс лабораторных анализов.

Кроме перечисленных методов диагностики, проверить возможности речевых отделов мозга помогают специальные пробы. Больному предлагают пройти такие тесты:

  • По устному описанию вспомнить название предмета.
  • Найти общее между несколькими предметами, сгруппировать их.
  • Счет от 0 до 10 и обратно.
  • Пение песен.
  • Беседа по сюжетным картинкам, ответы на вопросы: что делают герои иллюстрации, во что одеты.
  • Исследование чтения и письма.
  • Выполнение упражнений из набора артикуляционной гимнастики для оценки работы мимики, мышц речевого аппарата.
  • Расшифровка смысла пословиц, поговорок.

По результатам диагностики определяется место локализации повреждения и назначается курс терапии. Выявление типа поражения — задача невролога. Обращаться за помощью желательно на ранних сроках развития болезни, чтобы коррекционные методы лечения были более эффективны.

Прием врача

Лечение

Выбор способа терапии зависит от типа и причины нарушения. При абсцессах мозга, опухолях лечение амнестической афазии проводится оперативным путем и медикаментозно после проведения операции. Ликвидация инфекционных факторов требует гормональной, антибактериальной терапии. Афазия вследствие инсульта лечится длительно, необходимо прибегать к помощи массажиста, проходить курсы неврологической, физиологической реабилитации.

Восстановление когнитивных функций — длительный и трудоемкий процесс. С пациентом обязательно работают неврологи, психологи, психотерапевты, логопеды. Полное выздоровление больных афазией наступает редко, но добиться серьезных положительных результатов возможно, хотя на этой может уйти не один год.

Коррекция

Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.

Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:

  1. Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.

Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.

  1. Следующий этап — связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
  2. Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
  3. После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.

Упражнения

Приведем пример простых заданий, которые входят в обязательный минимум коррекционной работы с больными амнестической афазией. Их можно выполнять самостоятельно, без помощи логопеда и психолога:

Пациент показывает части своего тела и называет их. Позже можно усложнить упражнение вопросами: зачем нам ноги, руки, голова, какого цвета волосы, глаза?”.

  • Изучение картинок;

Больному человеку понадобится помощь для называние предметов, изображенных на иллюстрациях. Можно использовать слайды с подписями.

  • Ответы на вопросы, составление текста;

Серию вопросов предлагайте пациенту после беседы на определенную тему или чтения небольшого произведения.

  • Поиск предметов по их описанию или наименованию;

Называйте вещи, расставленные по комнате или нарисованные на картинке. Задача больного найти их, указать и произнести название.

  • Письменное заполнение анкеты;

Вопросы могут касаться любых тем.

  • Выполнение инструкции;

Предложите больному взять предмет положить его на верхнюю полку шкафа, открыть определенную страницу книги, прочитать пятое слово сверху. Придумывая инструкции, насыщайте предложения существительными.

  • Отгадывание кроссвордов;

Этот метод работы можно использовать в качестве разминки или отдыха между занятиями.

  • Запоминание наизусть;

Начните с простого: пословицы, детские стихи, сказки, басни.

  • Пересказ.

Используйте запоминание самостоятельно прочитанного текста и услышанного от помощника.

Добиться успешного лечения амнестико-семантической афазии возможно. Большинство пациентов достигают хороших результатов, если ежедневно тратят на занятия со специалистом несколько часов, тщательно следуют рекомендациям по соблюдению режима дня, питания, физическим нагрузкам. Кроме тренировок речевых функций с логопедом врачи назначают курс медикаментов, помогающих улучшить работу головного мозга, сосудов.

Рейтинг автора
2
Анна Ровенская учитель
Автор статьи
Анна Ровенская
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
34
Adblock
detector