Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, диагностика, лечение и коррекция
Содержание
Сенсорная интеграция — это врожденная реакция организма на сигналы, полученные от рецепторов. Осязание, обоняние, слух, зрение, вестибулярный аппарат вкус информируют человека о происходящем вокруг и подсказывают, как нужно поступить. Например, вестибулярный аппарат требует занять определенное положение телу, неприятный вкус предупреждает о несвежести продуктов, поглаживания и объятия расслабляют нервную систему. Процесс происходит автоматически и обеспечивает ребенку правильное сенсомоторное развитие.
У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Больные дети кажутся истеричными, капризными, избалованными. На самом деле, причина деструктивных реакций кроется в нарушениях работы ЦНС.
О возможности лечения нарушений социальной интеграции впервые заговорил калифорнийский трудотерапевт Э. Д. Айрес. Она создала собственный метод помощи больным детям и взрослым. Развитие социальной интеграции доктор Айрис практиковала с 90-х годов прошлого века. Использовала в процессе терапии игры, специальное оборудование. Дети, взрослые с неврологическими нарушениями получали опыт воздействия на кинестетическую, аудиальную, визуальную, вестибулярную сферы. Адаптировались к сигналам, происходил процесс упорядочивания ощущений.
Симптомы
Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:
- Тактильная дисфункция
Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.
- Вестибулярная дисфункция
Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.
- Проприоцептивная дисфункция.
Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).
- Аудиальная дисфункция
Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.
- Оральные дисфункции
Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.
- Обонятельная дисфункция
Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.
- Визуальная дисфункция
Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.
- Артикуляционная дисфункция
Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.
- Социальная дисфункция
Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.
- Эмоциональная дисфункция
Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.
- Игровая дисфункция
Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.
- Дисфункция саморегуляции
Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.
- Интроцепция (внутренняя регуляция)
Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.
На заметку! У большинства детей с нарушениями интеграции в процессе диагностики причин заболевания не выявляются повреждения структуры мозга. Хотя дисфункция в поведении и ощущениях связана со сбоями в работе его отделов.
Диагностика
Выявление сенсорных дисфункций и их лечение желательно проводить в 1-3 года, чтобы ребенок был готов к обучению в школе, взрослой самостоятельной жизни как полноценная личность.
Для выявления проблемы сенсорной интеграции у детей во всемирной практике используется специальный тест. Родители отвечают на 38 вопросов. В результате скрининга врачи получают оценку поведения ребенка в повседневной жизни по 5-ти бальной шкале, соотносят данные с таблицей, выявляют уровень нарушений и их особенности. Минусом этого метода считают невозможность верно диагностировать нарушения сенсорной интеграции у малышей дошкольного возраста.
Если результатов стандартного теста недостаточно, дети обследуются дополнительно. С помощью набора заданий проверяют сенсорную защиту, поиск, гравитационную небезопасность, отвращающие ответы на движения, коммуникативный дефицит со сверстниками, атипичный уровень активности, развитость внимания.
Например, выявить негативную обонятельную реакцию можно с помощью набора ароматических масел, гравитационная небезопасность проявляется при изменении положении тела — в прыжке, переворачивании вверх ногами. При подтверждении нескольких из этих пунктов детям диагностируют spd нарушение сенсорной интеграции. Обследования можно проводить на занятиях с дефектологом, логопедом, при посещении психиатра, невролога, психотерапевта.
Важно! Схожесть симптомов аутизма и нарушения сенсорной интеграции (spd) затрудняет их различение. Чтобы диагноз был выставлен верно, рекомендуем обращаться в специализированные центры.
Книги
Просветительская литература о сенсорной интеграции необходима родителям, специалистам реабилитационных центров. Книги известных авторов, Д. Айрес, А. Банди, У. Кислинг, Э.Мюррей, можно скачать в яндексе (в формате пдф), купить в интернет-магазинах, например, Лабиринте.
Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге»
У. Кислин, известный в Германии и России эрготерапевт. В своей книге рассказывает о собственном практическом опыте помощи детям с нарушениями сенсорной интеграции. Автор обращается напрямую к родителям, врачам, делится новыми методами работы.
Ула Кислин считает, что заниматься развитием одного вида чувствительности нельзя, это должна быть комплексная терапия. Только тогда пациент сможет реагировать на внешние и внутренние стимулы адекватно.
Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»
Книга предназначена педиатрам, неврологам, дефектологам, эрготерапевтам, родителям. Она помогает разобраться в теоретической основе нарушений сенсорной интеграции, способах ее развития, методах преодоления проблемы в раннем возрасте.
Джин Айрес подчеркивает, что сенсорная интеграция очень важна для нормального обучения в школе. Если не решить проблему до 1 класса, ребенок будет испытывать дискомфорт за партой, не сможет выстроить дружеские отношения с одноклассниками, с трудом будет усваивать новую информацию.
Посмотрите видеообзор на книгу Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»:
Сенсорно-интеграционная терапия
Лечить расстройства сенсорной интеграции у детей нужно в игровой форме. Целью терапии является обогащение опыта детей в области чувств и ощущений. При этом малыши должны сами направлять свои действия, а врач должен только помогать, подсказывать путь, организовывать подготовку к упражнению.
Пациенты с расстройствами сенсорной интеграции в процессе терапевтических занятий получают новые тактильные, вестибулярные, аудиальные ощущения. Опыт не должен быть просто ознакомительным, ребенку нужно понять и запомнить, как организм отреагировал на игру, ощущения, проанализировать процесс.
Занятия можно проводить дома, но родителям особенных детей лучше пройти обучающий курс в специализированном центре, постоянно поддерживать связь с лечащими врачами и эрготерапевтами.
На заметку! Неверно думать, что дисфункция СИ всегда сопровождается умственной отсталостью. Дети с таким заболеваниям нередко учатся в обычных школах и садах, если помощь в адаптации была оказана своевременно.
Основные принципы
Основная задача сенсорно-интеграционной терапии — стимуляция двигательной, вестибулярной систем, мышц, кожи, суставов. Работа терапевта, дефектолога, невролога строится на определенных принципах:
- Лечение расстройств сенсорной интеграции проводится в игровой форме.
- Курс терапии выстраивается по принципу лестницы: сначала ребенок учится правильно реагировать на почти привычные раздражители, затем знакомится с самыми неприятными для него.
- Для эффективного преодоления трудностей сенсорной интеграции важна мотивация ребенка. Чем больше сам больной заинтересован в результате, тем быстрее его получит.
- Перед ребенком нельзя ставить непосильные задачи.
- Терапия считается эффективной, если после курса лечения ребенок положительно реагирует на задачи, которые были непосильны прежде.
Оборудование
Для лечения дисфункции сенсорной интеграции используется оборудование, способствующее решению когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических проблем. В терапевтических центрах, специализированных ДОУ, в кабинетах врачей может быть создана полноценная сенсорная комната.
Помещение делится на несколько секторов. Например, в акустической части комнаты на ребенка воздействуют звуками, в вестибулярной — учат осознавать положение своего тела. На занятиях обязательно используются тренажеры:
- Гамаки, качалки в виде бревна, платформ: необходимы для нормализации работы проприоцептивной, вестибулярной систем.
- Сухой бассейн, душ: развивают тактильные ощущения.
- Сенсорная дорожка для ходьбы: неоднородная опора развивает координацию, тактильные чувства. Сделать такие дорожки просто самим дома.
- Трубки с пузырями: тренируют зрение, внимание, концентрацию.
- Зеркало: развитие моторики, зрительного восприятия.
- Каскад: активизация внимания, развитие аналитических свойств
- Емкости с песком, фасолью, крупами, любыми безопасными для рук и ног материалами: необходимы для расширения тактильного опыта.
- Водяной матрац: влияет на кинестетические ощущения, воображение, снимает мышечный тонус.
- Бизиборды: развивают воображение, моторику.
- Утяжеленные одеяла, подушки: создают ощущение безопасности, комфорта.
Проводить занятия по развитию сенсорной интеграции без оборудования малоэффективно. В процессе урока дети получают практический опыт взаимодействия с различными раздражителями, учатся анализировать происходящее, выстраивают систему правильной реакции на внешний мир.
На заметку! Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может получить статус инвалида в РФ. Этого диагноза нет в перечне МКБ. В медицинскую карточку заносится запись РАС или ЗППР. По этим диагнозам ребенку с ОВЗ можно оформить инвалидность.
Коррекционно-развивающая программа «Умные мячики»
Коррекционная программа для детей с нарушениями сенсорной интеграции «Умные мячики» разработана психологом, кинезиологом Луниной Н. В, нейропсихологом Вороновой М.Н. Развитие сенсорной интеграции проводится с помощью упражнений разной сложности с небольшими мячиками. Ребенок получает задание: взять мяч определенным образом, бросить его одной рукой двумя, поймать. Дополнительно малышу нужно коснуться частей тела, привстают на носочки, присесть, постараться взаимодействовать с партнером по игре.
В процессе выполнения заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.
Программа «Умные мячики» прошла апробацию, на практике подтвердила свою эффективность для лечения нарушений сенсорной интеграции у больных любого возраста. Замечено, у детей, прошедшие реабилитационный курс, произошли следующие изменения:
- Улучшились когнитивные функции
- Повысилась успеваемость
- Снизилась импульсивность
- Улучшилась координация
- Повысилась концентрация внимания
- Увеличился объем памяти
Программа «Умные мячики» не имеет возрастных ограничений. Заниматься можно с детьми раннего возраста и взрослыми.
Приведем несколько примеров простых упражнений:
- Стаканчик
Ребенок держит маленькие мячики в обеих руках. Ударять мяч о пол сначала одной рукой и ловить его, потом другой. В процессе выполнения задания развивается координация движения, глазомер, пространственная ориентация. - Обезьянка
Мячики зажимаются в ладони так, чтобы пальцы были вверху. Бросание и ловля снаряда происходит в одном положении рук. - Повторение ритма удара
Педагог стучит мячом о пол в определенном темпе, больной повторяет. Задание развивает фонематическое восприятие. - Счет
Педагог показывает схему бросков мяча. Каждое движение делается на определенный счет. Один — кидаем вверх, два — ловим, три — кидаем двумя руками вниз, четыре — ловим. Сложность упражнения зависит от возраста и уровня развития ученика.
Курсы Марианны Лынской
Доцент кафедры дефектологии МГПУ им. Ленина, логопед Марианна Ильинична Лынская разработала собственную методику работу с особенными детьми. Это малыши с ДЦП, РАС, с полным отсутствием речи.
Сегодня Марианна Лынская работает в собственном Международном центре по авторскому методу M.A.P., способствующему развитию речи. В курсовую программу входят:
- Диагностика заболевания.
В команде Лынской работают доктора наук, психологи, дефектологи, неврологи. После постановки диагноза проводят беседу с родителями и разъясняют им, по каким симптомам, признакам у детей обнаруживаются нарушения сенсорной интеграции, РАС, алалия и другие заболевания. - Реабилитация детей с разными диагнозами (ЗРР, РАС, РДА, ДЦП).
Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме. - Обучающие семинары для родителей больных детей.
Реабилитационный курс длится 1-3 недели, занятия нужно продолжать дома. Дети уезжают из Центра с сопроводительной программой дальнейшего процесса развития. - Обучение специалистов детской медицины.
На курсе можно получить теорию и практику по диагностике заболеваний, связанных с нарушениями речи, дисфункциями сенсорной интеграции.
Марианна Лынская является всемирно признанным профессионалом в области логопедии, дефектологии и реабилитации детей с нарушениями сенсорной интеграции. Курс терапии и обучения в ее центре проходят не только российские дети и врачи, но и зарубежные гости.
Рекомендуем также к просмотру лекцию Ю.Е.Садовской на тему: «Сенсорная интеграция и нарушения обработки сенсорной информации»:
Ассоциация специалистов
АССИ — это партнерство людей, занимающихся исследованием причин, симптомов нарушения сенсорной интеграции и методов терапии данного заболевания. Ассоциация создана для развития и продвижения здоровьесберегающих технологий, информирования людей в области сенсорной интеграции, обмена опытом между специалистами в этой области.
Стать членом АССИ может любой гражданин или юридическое лицо, официально занимающийся просветительской, образовательной, реабилитационной, коррекционной деятельности в области сенсорной интеграции. Коллектив ассоциации работает не только над теоретической базой, но также оказывает практическую помощь родителям, детям с нарушениями сенсорной интеграции. На сайте АССИ публикуются вебинары, лекции, рефераты с докладами научных сотрудников, логопедов, психологов, неврологов. Эта информация облегчает терапевтический процесс в домашних условиях, дистанционно помогает родителям понять причину нарушений развития детей.
К сожалению, нарушения сенсорной интеграции диагностируются и излечиваются у детей тяжело. Если вы заметили хотя бы 3-4 признака заболевания у своего малыша, не теряйте время. Обращайтесь за помощью к врачам, найдите хорошего специалиста, занимайтесь с дошкольником дома сами. Доктор Комаровский считает, что детям с РАС, РДА, нарушениями сенсорной интеграции разной степени, нужно заниматься с врачами и психологами не меньше 5 часов в день. Тогда к 7-10 годам их необычность может полностью исчезнуть.