Графические диктанты для дошкольников: задания по клеточкам

Графические диктанты — оригинальная образовательная форма. Это своеобразная загадка, выполняя задания которой дети получают награду — узнаваемый образ. Графический диктант по клеточкам может использоваться в занятиях с дошкольниками при подготовке к первому классу или в школе для формирования навыков внимания, письма, усидчивости и закрепления приемов счета.

Определение

Графический (математический) диктант — это письменная самостоятельная работа, во время которой дети рисуют по клеточкам. Направление линии дается пошагово в устной или письменной форме.

Изначально определяется начало рисунка, — малышам выдаются распечатанные листы с уже отмеченной точкой, школьникам можно дать подсказки, как ее найти (отступаем 3 клетки вниз от левого верхнего угла и две вправо и ставим первую точку).

Дальнейшие действия также диктуются. Педагог пользуется простыми определениями вверх-вниз, вправо-влево и указывает количество шагов.

В занятиях с детьми используются математические диктанты разных типов:

  1. Устные инструкции — педагог проговаривает действия по шагам, отслеживая, чтобы дети точно выполняли инструкцию. Математический диктант для дошкольников проводится именно в этой форме, так как большинство малышей еще не умеет читать и не может пользоваться письменной инструкцией.
  2. Диктант по письменному алгоритму. Инструкция с пошаговым выполнение распечатывается и выдается каждому ребенку или прописывается на доске. Во втором случае может быть добавлен соревновательный момент, — дополнительная оценка для тех, кто выполнил раньше других и правильно. В первом случае можно учесть индивидуальные особенности детей и выдать более сильным задание на порядок сложнее, а отстающим — легкое с меньшим количеством шагов.
  3. Математический диктант с усложнением для тех, кто умеет считать. Педагогом выдается не итоговое число клеток, которые надо отложить на отрезке, а пример, чтобы его получить (влево 5+1 клетка, вверх 4-2). Такой графический диктант для дошкольников 6-7 лет поможет закрепить навыки устного счета в игровой форме.
  4. Самостоятельное рисование (копирование, предложенного рисунка). Ребенку показывается принцип выполнения — поставить контрольную точку и затем отсчитывать столько же клеточек, сколько на оригинале изображения. Ребенок может пальчиком или карандашом отмечать пройденные этапы (перечеркивать), чтобы не сбиться. Усложнение той же работы — рисование в зеркальном отображении, пропорциональное уменьшение или увеличение оригинала (шаг в две клеточки вместо одной).
  5. Задание с продолжением. В результате графического диктанта дети получают только часть рисунка (половину, начало орнамента). Во второй части занятия они должны продолжить нарисованные формы уже самостоятельно.
    В любом случае диктант проводится в форме игры. Имея на руках карточки и последовательностями, ее могут проводить родители или старшие дети, превращая процесс в развлечение.

Недооценивать влияние математических диктантов на развитие навыков нельзя. В процессе рисования участвуют сразу несколько функциональных зон мозга, вынужденно координирующихся для решения поставленных задач. Это обеспечивает:

  • формирование навыков ориентации в пространстве и координации;
  • развитие мелкой моторики и навыков счета;
  • воспитание усидчивости, трудолюбия, внимания;
  • улучшение способности слушать, логически и абстрактно мыслить.

Во время занятия, которое ребенок воспринимает как игру, он знакомится с основными инструментами первоклашки — тетрадными листами, карандашом, ручкой, ластиком. Он привыкает к формату занятий и самой практике письма. Графический диктант по клеточкам для дошкольников является одной из самых простых и приятных форм подготовки к письму.

Графический диктант для ребенка

Правила проведения

Прежде чем проводить графический диктант в подготовительной группе или на группе первоклашек, педагог должен объяснить достаточно строгие правила его проведения. В противном случае избежать хаоса и ошибок в работе будет сложно.

К моменту проведения диктанта дети уже должны уметь уверенно держать в руках ручку или карандаш, а также уметь проводить линии непосредственно по клеточкам в тетради, не промахиваясь.

Бумага или тетради раздаются с учетом возраста детей. Школьникам подойдет стандартная учебная клетка тетради по математике. Для детского сада стоит взять увеличенную.

Для малышей можно распечатать специальные листы с более яркой и крупной сеткой и заранее наметить (если нет на шаблонах) контрольную первую точку. Цвет карандаша или ручки должен ярко выделяться на фоне листа.

Предварительная работа с детьми:

  1. Педагог или воспитатель напоминает простые понятия — влево, вправо, вверх, вниз. При этом он должен стоять спиной к детям, чтобы не возникло сложностей с отображением направления на бумаге. Дополнительно можно назвать визуальные ориентиры — справа дверь, слева окно, вниз — это к себе, вверх — это к доске.
  2. На доске вместе с детьми рисуется первый диктант. Образцом может быть простой квадрат — влево 1 клетка, вниз 1 клетка, вправо 1 клетка, вверх 1 клетка. Для закрепления можно попробовать нарисовать фигуру с ошибкой, попросить поправить, похвалить за внимательность.
  3. Заранее оговаривается, что устный диктант должен проходит в тишине — дети не могут переговариваться, отвлекаться, спрашивать что-то у соседей. Если на каком-то этапе ребенок сбивается, он просто кладет ручку и ждет окончания работы (продолжить с другого места он все равно не может).
  4. Проговариваются основные правила — проводить линию нужно один раз, ручку не отрывать, ждать объявления следующего шага.
  5. Перед началом диктанта педагог еще раз уточняет, что ручку надо поставить в контрольную точку (найти ее в соответствии с инструкцией).

Во время диктанта педагог должен каждый шаг оглашать только один раз. Попытка подсказать что-то зазевавшемся учащемуся приведет к ошибкам у остальных.

Одновременно воспитатель смотрит за соблюдением детьми элементарных правил — правильная осанка, положение рук и ручки в пальцах.

Перед рисованием схемы по инструкции со стрелками нужно обязательно объяснить, как отмечать выполненные шаги (зачеркиванием, точками, крестиками), чтобы случайно не пройти один и тот же этап два раза и не пропустить этапы.

После окончания работы ручки откладывают в сторону. Допустимо обсудить полученный результат, рассказать об изображении. При оценивании (если оно подразумевалось) можно учитывать не только само выполнение, но и чистоту, аккуратность линии.

Педагог может сделать выводы, насколько сложным или легким было описание, и выбрать тему для нового задания. Рекомендованный большинством педагогов-методистов график занятий — 2 раза в неделю. Так у детей поддерживается азарт, а интересная форма урока не превращается в рутину.

Читайте также: Задания на развитие мелкой моторики для детей 6-7 лет

Упражнения

Константин Валерьевич Шевелев — педагог высшей категории, методист и разработчик авторских программ для развития дошкольников предлагает вводить графические диктанты с 4-5 лет, ориентируясь на уровень развития малышей.

Графические диктанты Шевелева К.В.

В своих рабочих тетрадях он предлагает несколько форм подобных дидактических занятий.

Для знакомства педагог предлагает проверить, как ребенок понимает понятия направлений.

Точка в графическом диктанте

Переходя к самим графическим диктантам, он вносит в занятия игровые и эмпатические принципы — использует знакомые образы с дополненным сюжетом. Также можно оформить и листы для работы с дошкольниками. Чистый лист для них слишком скучен.

Елка:

Графический диктант Елка

Слон:

Графический диктант Слон

Первые диктанты должны включать не более 20 шагов. Дальше внимание детей рассеивается. Общая продолжительность работы не более 15 минут.

Летучая мышь:

Графический диктант Мышь

Молоток:

Графический диктант Молоток

Утка:

Графический диктант Утка

Верблюд:

Графический диктант Верблюд

Ключик:

Графический диктант Ключ

Корабль:

Графический диктант Корабль

Штанга:

Графический диктант Штанга

Буква:

Графический диктант Буква

Автомобиль:

Графический диктант Автомобиль

Полная версия рабочей тетради:

К.В.Шевелев Графические диктанты для детей 5-6 лет скачать

Простые графические диктанты для детей 5-6 лет

Жукова Олеся Станиславовна — педагог-практик, эксперт по раннему развитию детей, специализирующийся на логопедии. Является директором центра «Логопед-Профи» и автором целого ряда развивающих методик.

Рассказывая о своей серии графических диктантов, она всегда подчеркивает их актуальность при формировании пространственных понятий, необходимых в учебе связей «ухо-глаз-рука» и межполушарного взаимодействия в целом.

Наработки Жуковой О. С. можно использовать при занятиях с детьми до 10 лет, выбирая сложность нового задания в зависимости от успехов при выполнении предыдущего.

Олеся Жукова Графические диктанты

Человек:
вправо 3, вверх 1, влево 1, вверх 1;
влево 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1;
вправо 3, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
влево 1, вниз 1, влево 1, вниз 1;
вправо 3, вниз 1, влево 2, вниз 3;
вправо 2, вниз 1, влево 3, вверх 2;
влево 1, вниз 2, влево 3, вверх 1;
вправо 2, вверх 3, влево 2, вверх 1.

Графический диктант Человек

Собака:
вправо 7, вниз 4, вправо 8, вверх 3;
влево 2, вниз 1, влево 1, вверх 2;
вправо 4, вниз 5, влево 2, вниз 5;
влево 4, вверх 1, вправо 1, вверх 2;
влево 4, вниз 3, влево 4, вверх 1;
вправо 1, вверх 6, влево 4, вверх 3.

Графический диктант Собака

Машина:
вправо 1, вверх 1, вправо 3, вниз 3;
вправо 1, вверх 2, вправо 8, вниз 7;
влево 2, вверх 2, влево 3, вниз 2;
влево 6, вверх 2, влево 3, вниз 2;
влево 3, вверх 4, вправо 4, вверх 3.

Графический диктант Машина

Корабль:
вправо 2, вверх 4, вправо 2, вниз 4;
вправо 2, вверх 4, вправо 2, вниз 4;
вправо 2, вверх 4, вправо 2, вниз 4;
вправо 2, вниз 3, влево 3; вниз 1;
влево 1, вниз 1, влево 1, вниз 1
влево 4, вверх 1, влево 1, вверх 1;
влево 1, вверх 1, влево 3, вверх 3.

Графический диктант Корабль

Замок:
вправо 1, вверх 2, вправо 2, вниз 2;
вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вверх 2, вправо 2, вниз 2;
вправо 1, вверх 2, вправо 2, вниз 2;
вправо 1, вверх 2, вправо 2, вниз 8;
влево 9, вверх 5, влево 1, вверх 1;
влево 1, вниз 1, влево 1, вниз 5;
влево 2, вверх 8.

Графический диктант Замок

Графические диктанты для детей 6-7 лет

Ключ:
вправо 5, вниз 5, влево 2, вниз 3, вправо 2;
вниз 1, влево 2, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вниз 1, влево 1, вниз 1, влево 1;
вниз 1, влево 1, вверх 1, влево 1, вверх 1;
влево 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1;
вверх 1, влево 2, вверх 1, вправо 2, вверх 3;
влево 2, вверх 5.

Графический диктант Ключ

Дом:
вправо 1, вниз 1, вправо 1, вверх 1;
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вниз 8, влево 11, вверх 8;
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 3.

Графический диктант Дом

Верблюд:
вправо 4, вниз 5, вправо 1, вверх 1, вправо 1;
вверх 2, вправо 2, вниз 2, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 2, вправо 2;
вниз 2, вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 3;
влево 2, вниз 6, влево 3, вверх 1,вправо 1;
вверх 4, влево 6, вниз 5, влево 3, вверх 1;
вправо 1, вверх 7, влево 1, вверх 3, влево 2, вверх 3.

Графический диктант Верблюд

Змея:
вправо 3, вниз 7, вправо 8, вниз 8, влево 7;
вверх 5, вправо 4, вниз 3, влево 2, вверх 1;
вправо 1, вверх 1, влево 2, вниз 3, вправо 5;
вверх 6, влево 8, вверх 5, влево 2, вверх 1;
влево 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1.

Графический диктант Змея

Самолет:
вправо 1, вверх 1, вправо 4, вверх 1, вправо 1;
вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1;
вправо 1, вверх 1, вправо 4, вниз 1, влево 1;
вниз 1, влево 1, вниз 1, влево 1, вниз 1;
влево 1, вниз 1, вправо 3, вверх 1, вправо 1;
вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вниз 1, влево 1, вниз 2, влево 1;
вниз 1, влево 5, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 1;
вниз 1, влево 4, вверх 1, влево 1, вверх 1;
влево 1, вверх 1, влево 1,вверх 1;
влево 1, вверх 1, влево 5, вверх 1.

Графический диктант Самолет

Елка:
вправо 2, вверх 1, влево 1, вверх 1, вправо 1;
вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
влево 1, вниз 1, вправо 2, вниз 1, вправо 1;
вниз 1, влево 3, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 2, вниз 1, вправо 1, вниз 1, влево 4;
вниз 2, влево 1, вверх 2, влево 4, вверх 1;
вправо 1, вверх 1, вправо 2, вверх 1, вправо 1;
вверх 1, влево 3, вверх 1, вправо 1, вверх 1.

Графический диктант Елка

Дерево:
вправо 2, вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1;
вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 2, вниз 1;
вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 2, влево 1;
вниз 1, влево 1, вниз 1, влево 2, вниз 1;
влево 1, вниз 2, влево 1, вверх 2, влево 1;
вверх 1, влево 2, вверх 1, влево 1, вверх 1;
влево 1, вверх 2, вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1.

Графический диктант Дерево

Попугай:
вправо 1, вверх 2, вправо 1, вверх 1 вправо, 1;
вверх 1,вправо 5, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вниз 2, вправо 1, вниз 3, влево 1;
вниз 1, влево 1, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вниз 4, влево 1, вниз 1, влево 1;
вверх 1, влево 1, вниз 3, влево 1, вниз 1;
влево 1, вниз 2, влево 1, вверх 2, влево 1;
вверх 1, влево 1, вверх 3, влево 1, вниз 1;
влево 1, вверх 1, влево 1, вверх 4, вправо 1;
вверх 1, вправо 1, вверх 1, влево 1, вверх 1;
влево 1, вверх 3.

Графический диктант Попугай

Кенгуру:
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1;
вниз 3, вправо 2, вверх 1, вправо 2, вверх 1;
вправо 1, вверх 1, вправо 3, вниз 1, вправо 1;
вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 2;
вправо 1, вниз 2, вправо 1, вниз 2, вправо 1;
вниз 2, вправо 1, вниз 1, влево 2, вверх 2;
влево 1, вверх 2, влево 1, вверх 1, влево 1;
вверх 1,влево 2, вниз 1, вправо 1, вниз 3;
влево 1, вниз 1, влево 1, вниз 1, влево 1;
вниз 1, влево 2, вверх 1, вправо 1, вверх 1;
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1;
вверх 1, влево 1, вверх 1, влево 1, вверх 1;
влево 1, вверх 1, влево 1, вверх 1, влево 2;
вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
влево 2, вверх 1, влево 1, вверх 1, влево 1;
вверх 1, влево 1, вверх 1, влево 2, вверх 1.

Графический диктант Кенгуру

Кошка или кот:
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1;
вниз 1, вправо 1, вниз 3, влево 1, вниз 2;
влево 1, вниз 2, вправо 1, вниз 1, вправо 1;
вниз 2, вправо 1, вниз 1, вправо 2, вниз 3;
вправо 2, вверх 1, вправо 2, вверх 2, вправо 1;
вверх 2, влево 1, вверх 1, влево 1, вверх 1;
влево 2, вверх 1, влево 2, вниз 2, вправо 1;
вниз 1, влево 2, вверх 4, вправо 1, вверх 1;
вправо 2, вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 2;
вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 4;
влево 1, вниз 2, влево 2, вниз 1, влево 6;
вверх 2, влево 1, вниз 2, влево 2, вверх 1;
вправо 1, вверх 4, влево 1, вверх 1, влево 2;
вверх 3, вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1;
вправо 1, вверх 1, влево 2, вверх 2.

Графический диктант Кошка

Петух:
вправо 1, вверх 1, вправо 2, вверх 1, вправо 1;
вверх 1, вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 2;
влево 1, вниз 2, вправо 1, вниз 2, вправо 1;
вверх 1, вправо 5, вниз 1, вправо 1, вверх 4;
вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 1;
вниз 2, вправо 1, вниз 2, влево 1, вверх 1;
влево 2, вниз 1, влево 1, вниз 1, влево 1;
вниз 2, влево 1, вниз 1, влево 2, вниз 4
влево 2, вверх 1, вправо 1, вверх 3, влево 1;
вверх 1, влево 2, вверх 2, влево 1, вверх 1;
влево 1, вверх 4, влево 1, вверх 1, влево 2, вверх 1.

Графический диктант Петух

Белка:
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 2, вправо 1;
вниз 2, вправо 1, вниз 2, вправо 2, вверх 1;
вправо 3, вниз 1, вправо 1, вниз 1, вправо 1;
вниз 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1;
влево 1, вверх 1, влево 1, вверх 1, влево 1;
вверх 1, влево 1, вверх 1, влево 1, вверх 1;
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 2;
вверх 1, вправо 3, вниз 3, влево 1, вниз 1;
влево 1, вниз 2, вправо 1, вниз 1, вправо 1;
вниз 4, влево 2, вниз 2, влево 1, вниз 1;
влево 4, вверх 1, вправо 1, вверх 1, влево 1;
вверх 1, влево 2, вниз 1, влево 1, вниз 2;
влево 2, вверх 1, вправо 1,вверх 2, влево 1;
вверх 1, влево 1, вверх 1, влево 2, вверх 2.

Графический диктант Белка

Олень:
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вверх 1, влево 2;
вверх 1, влево 2, вверх 2, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вверх 1, вправо 1, вниз 2, вправо 2;
вверх 1, влево 1, вверх 2, вправо 1, вниз 1;
вправо 1, вниз 1, вправо 2, вверх 1, вправо 1;
вверх 1, вправо 1, вниз 2, влево 1, вниз 1;
влево 2, вниз 1, влево 2, вниз 1, вправо 2;
вниз 1, влево 1, вниз 1, вправо 1, вниз 1;
влево 2, вниз 1, влево 2, вниз 1, вправо 7;
вниз 2, влево 1, вверх 1, влево 1,вниз 2;
вправо 1, вниз 1, вправо 1, вниз 5, влево 2;
вверх 1, вправо 1, вверх 3, влево 1, вверх 1;
влево 1, вниз 3, влево 1, вниз 2, влево 2;
вверх 1, вправо 1, вверх 2, вправо 1, вверх 1;
влево 1, вверх 2, влево 2, вниз 1, влево 1;
вниз 1, влево 1, вниз 3, влево 1, вниз 1;
влево 2, вверх 1, вправо 1, вверх 1, вправо 1;
вверх 4, влево 1, вверх 1, влево 1, вверх 4;
влево 1, вверх 1, влево 3, вверх 1.

Графический диктант Олень

Полная версия рабоче тетради:

Олеся Жукова Графические диктанты скачать

Рекомендации

Математические диктанты практически не входят в школьную программу. Они применяются педагогами на уроках математики только в первом классе как часть отработки навыка устного счета и не на постоянной основе.

При этом положительно влияние этого дидактического метода отмечается и в рамках других дисциплин — русского языка, изобразительного искусства, декоративного творчества. Ребенок увереннее держит ручку, что положительно сказывается на качестве письма и формировании хорошего почерка, он учится откладывать отрезки и понимать инструкции на слух.

Читайте также: Игры на развитие памяти и внимания у детей 6-7 лет

Именно ради этого эффекта стоит ввести графические диктанты в качестве дополнительных занятий даже для 9-10-летних детей — периодически проводить их в игровой форме на отдыхе, в дороге. Для этого нужно просто выбрать интересные и посильные упражнения и распечатать листы-карточки.