Логопедический массаж для детей: виды, техники, применяемые в домашних условиях
Содержание
Логопедический массаж — это часть реабилитационной программы по восстановлению и нормализации речевой функции. Его назначают и детям, и взрослым. Это комплексный метод, в котором используются ранее разобщённые формы логопедической коррекции: дыхательная, голосовая и артикуляционная гимнастики, а также непосредственное массирование мышц лица, шеи, частей речевого аппарата — языка, губ и щёк с внутренней стороны.
Мнения специалистов по поводу целесообразности назначения детского логопедического массажа разделились. Одни считают его не более, чем модным явлением, другие — эффективным способом решения проблем с речью.
Логопедический массаж стимулирует мышцы, участвующие в постановке звуков, что улучшает кровоснабжение и способствует ускорению проведения нервных импульсов или же снятию спазма. Пациент быстрее осознаёт неконтролируемые зоны, а массажные действия помогают научиться управлять ими, устанавливать нервные связи между действием и результатом, которые быстро автоматизируются.
Показания к назначению
Логопедический массаж для детей эффективен при следующих речевых нарушениях:
- Дизартирии, для которой характерно нарушение иннервации , из-за чего губы, язык и мягкое нёбо не двигаются должным образом. Целью логопедического массажа при дизартрии является нормализация мышечного тонуса и развитие артикуляционных движений;
- Ринолалии — нарушении алгоритма направления звукового потока, что обуславливает «гнусавость» — говорение «через нос».
- Механической дислалии, а именно — укорочении подъязыковой уздечки. В одних случаях её подрезают, в других — растягивают с помощью массажа и гимнастики.
- Заикании — невротическом нарушении речи.
Важный нюанс: назначать логопедический массаж имеет смысл тогда, когда специалист понимает, что нарушение речи обусловлено именно недостаточной проводимостью импульсов от определённых частей речевого аппарата. Сомнительно прибегать к манипуляции при аутизме, задержке умственного развития. Этот метод направлен на стимуляцию, а не на запуск отсутствующей речевой функции.
Эффективность и задачи
Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса — в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.
Задачи массажа:
- Нормализация тонуса — укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
- Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
- Стимулирование проприорицепции — ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
- Уменьшение слюноотделения — гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
- Укрепление глоточного рефлекса — сократительной способности мышц гортани, глотки.
Поглаживания и постукивания расслабляют, пощипывания разминания — тонизируют.
Виды
Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других — применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.
Ручной
Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:
- Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы — поглаживание, растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
- Точечный массаж: задача специалиста — воздействовать на конкретные рефлекторные зоны — точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.
Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.
Аппаратный
Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно — напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.
Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект. Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.
Зондовый
Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:
- вилочковый — имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже — вращать;
- восьмёрка — приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
- саночки — маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
- топорик — им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе — интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе — давят сильнее;
- крестовина — зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
- толкачик — для чередования расслабления и нажима.
Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.
Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах — так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.
Рекомендации про проведению логопедического массажа дома
Можно проводить логопедический массаж в домашних условиях. Для этого родителям важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:
- Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались — полулёжа или лёжа.
- Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны. Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
- Важно расслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
- Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ. Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;
— от лба и вокруг глаз;
— от переносицы по бровям к зоне роста волос;
— от лба к щекам, подбородку и по шее;
— от мочки уха к крыльям носика;
— пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.
Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:
— поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;
— нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;
— от крыльев носа к уголкам рта;
— постукивать подушечками пальцев по всей площади.
Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.
- Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений — энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу.Логопедический массаж лица (поглаживания):
— от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;-от лба и вокруг глаз;- от переносицы по бровям к зоне роста волос;- от лба к щекам, подбородку;- сжимание подбородка;— движения по спирали на скулах и щеках;
— один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;
— пощипать щёчки.
Тонизирование губ (поглаживания):
— поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;
— нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;
— от крыльев носа к уголкам рта;
— пощипать губы, поколотить их слегка.
- Логопедический массаж языка:
— гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;
— мягко массировать нёбо по линии середины;
— совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;
— держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево-вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.
При слюноотделении делайте паузы, что ребёнок сглотнул слюну.
Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.
Противопоказания
- Воспалительные процессы во рту, герпетические высыпания на губах, сыпь по лицу.
- Высокое внутричерепное давление. Увеличение лимфатических узлов.
- Инфекционные болезни, включая простуду.
- Эписиндром.
- Бурная реакция ребёнка: плач, крики, истерика.