Эхолалия у детей: что это такое? Причины, лечение и коррекция
Содержание
Дети после 2-х лет активно выражают мысли и желания, обращаясь к взрослым, сверстникам. Их речь к 3-4 годам постепенно усложняется. Они могут задать вопрос, рассказать об интересной игре развернутыми предложениями. У малышей после четырех лет с эхолалией — привычкой повторять чужую речь, а не составлять собственные высказывания — с общением возникают трудности. Что такое эхолалия у детей, в чем причина речевого нарушения и как справиться с проблемой, расскажем в нашей статье.
Определение
Эхолалия — это форма речевого нарушения, при котором дети автоматически, без осознания смысла фразы, повторяют услышанное.
До 3-4 лет подобное поведение не считается аномалией. Рефлекторная привычка копировать даже полезна детям для формирования навыка говорения. Коррекционная работа на данном этапе не требуется, у здорового ребенка дефект пройдет самостоятельно.
Нельзя путать эхолалию с эхопраксией — повторением действий и жестов. Так же эхолалия отличается от двигательной стереотипии, для которой характерно бесцельное динамическое копирование жестов, движений и слов.
Если же малыш так повторяет слова после 4 лет, родителям стоит забеспокоиться. Эхолалия у детей дошкольного возраста является типичным симптомом при неврологических, психических патологиях. Нарушения речи становятся признаком таких заболеваний как аутизм, шизофрения, олигофрения, ЗПР, афазия.
Важно! Симптомы эхолалии и палилалии (аутоэхолалии) у детей схожи. Отличить их можно по следующему признаку: при аутоэхолалии малыш повторяет свои слова с нарастающей скоростью, неосознанно и беспрерывно. Это самоподражание. При эхолалии детсадовец повторяет звуки, услышанные от окружающих.
Симптомы
Симптоматика подражания чужой речи отличается от признаков патологического заболевания. К задержкам речевого развития у больных детей присоединяются типичные симптомы психических и неврологических расстройств. Различить состояния легче после 4-5 лет, до 2-3 лет у грудничков почти невозможно, требуется помощь доктора.
Основными проявлениями подражательного симптома являются:
- Воспроизведение услышанной фразы, слова или слога немедленно, через промежуток времени.
- Повторение предложений для успокоения, в моменты сильных переживаний.
- Тихая, невнятная речь.
- Невыраженная мимика.
- Нежелание отвечать, игнорирования вопросов.
Поводом для беспокойства служит комплекс симптомов нарушений в развитии, определять болезнь по одному признаку нельзя.
Это интересно! У аутистов очень хорошая память, иногда для повторения они выбирают целые тексты, прочитанные мамой рассказы или сказки. Воспроизводят их точно до каждого слова и даже копируют интонацию.
Причины
Логопедия и нейропсихология различает несколько функций и причин синдрома. Дети добиваются определенного результата, чаще неосознанно.
- Для общения. Так ребенок поддерживает беседу.
- Для уточнения смысла вопроса, высказывания. Малыш произносит слово или фразу еще раз, чтобы понять, что она значит. Говорит для себя, а не для окружающих.
- Для развлечения, игры. Если однажды фраза спровоцировала смех или одобрение, детсадовец будет говорить ключевое слово для привлечения внимания.
- Для выражения чувств, настроения. Повторением слов и фраз для этих целей часто пользуются аутисты. Пытаются пережить не смысл сказанного, а только эмоции, стараясь завязать контакт с окружающими.
- Систематизация новой информации. Ребенок воспроизводит в памяти события дня, заново переживает эмоции. Может повторять фразы или звуки, которые вызвали сильные чувства.
- Для аутостимуляции, саморегуляции. От повторения знакомого материала аутисты и нервные дети испытывают удовольствие.
На заметку! Иногда дети 6-7 лет, когда адаптируются в первом классе, или ясельники используют повторение одной фразы для успокоения. Это может быть небольшое предложение типа: «Мама придет, я молодец!». Временная эхолалия проходит после полной адаптации в новом коллективе.
Виды
Неврологи и дефектологи делят речевое нарушение на два вида. Классификация основывается на временном промежутке между произношением фразы и первым знакомством с ней.
Отсроченная
Характерна для аутичного поведения. Больные дети повторяют слова и предложения спустя несколько часов или дней после того, как слышали их, прочитали в книге. Отсроченную эхолалию также применяют здоровые малыши для игр, саморегуляции в период адаптации в детском садике.
Немедленная
Свойственная маленькими детям. Малыши воспроизводят звук или слово сразу. Аутичные дети используют немедленную эхолалию для паузы, чтобы понять, что его спросили или сказали собеседники. Для малышей с алалией умение повторять услышанное точно, с правильной постановкой ударения — хороший признак выздоровления.
Диагностика
Обращаться за консультацией к неврологу, логопеду, дефектологу, психиатру нужно, если эхолалия наблюдается у малыша после 4 лет. После беседы с маленьким пациентом, знакомства с характеристикой из сада, от родителей, проведения простого теста, доктор сможет понять, является привычка повторять нормой или патологией.
Если невролог или психиатр заподозрят какие-либо расстройства, понадобятся дополнительные лабораторные и аппаратные исследования. Малышу нужно пройти:
- УЗИ мозга
- Электроэнцефалограмму
- МРТ
- Осмотр лор-врача
Выявлять патологию с помощью дополнительных анализов нужно после 4-5 лет. Прогноз на будущее зависит от поставленного диагноза и способности работать над его устранением у малыша, родителей.
Совет! Мамам детей с ЗРР, аутизмом важно избавиться от стереотипов. Психиатрия считается непопулярной наукой и разделом медицины у молодых родителей из-за боязни «страшных» справок о болезни на всю жизнь. Важно не то, что будет написано в карточке ребенка, а насколько быстро вы обратитесь к доктору, сможете помочь ребенку справиться с проблемой. Грамотные психологи и психиатры ставят перед собой именно такую задачу. Откладывать лечение нежелательно.
Лечение и коррекция
Коррекция естественной эхолалии у детей 2-3 лет не проводится, речевой дефект вылечивается самостоятельно. Если подражание переходит в рефлекс и является симптомом психической или неврологической патологии, доктор назначает медикаментозное лечение, иногда гомеопатию.
Дошкольнику будет легче преодолеть эхолалию, если родители смогут соблюдать некоторые правила общения и поведения дома:
- Доброжелательные отношения в семье, с ребенком.
Размеренные беседы, близкие отношения с домашними способствуют душевному равновесию. Ребенок сам сможет расслабиться, ему не нужно искать посторонние способы успокоения.
- Поддерживайте желание находить контакт с окружающими, подталкивайте ребенка к беседе.
Возникновение порыва говорить не происходит на пустом месте. Интерес к чувствам, переживаниям будет оценен, малыш поделится собственными мыслями, а не повторит чужую фразу.
- Выбирайте темы для разговора.
Они должны быть интересны детсадовцу, понятными и доступными для разговора. Тщательно подбирайте слова для вопроса, отвечайте простыми предложениями.
- Не перебивайте рассказ ребенка.
Малыш начал говорить без копирования мультяшных героев, вы должны слушать.
Логопеды-дефектологи рекомендуют еще один метод коррекции речевого нарушения. Это пошаговое увеличение словарного запаса, обучение умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы развернуто.
План действий мамы и папы будет следующим:
- Подталкивайте дошкольника к диалогу с помощью простых вопросов и зрительной опоры для ответов.
Используйте методическую литературу для логопедической работы, карточки с картинками понятных предметов, учебники для обучения раннему чтению. Спрашивайте дошкольника, показывая пальцем на изображение: «Что это? Кто это?».
- Не убирайте зрительную опору, задавайте вопросы иначе. Так, чтобы ответ был не очевиден.
Потребуется серия картинок или тематическая подборка. Например, разложите перед малышом картинки животных и машин. Спросите: «Кто умеет лазать по деревьям? У чего есть колеса?»
- Развивайте умение строить диалог без зрительной опоры. Малыш отвечает на простые и понятные вопросы.
Избавляться от привычки нужно медленно, сначала задавайте простейшие вопросы: «Кто умеет гавкать? У кого есть крылышки?» Вариантов ответа может быть несколько.
- Увеличивайте продолжительность беседы по времени.
На этом этапе важно развить умение не только отвечать, но испрашивать, рассказывать. Помогайте крохе наводящими вопросами. Когда почувствуйте, что детсадовец переутомился, аккуратно закончите разговор.
- Стимулируйте речь интересом и дополнительными вопросами.
Если детсадовец начал говорить, задайте ему несколько вопросов, чтобы речь продолжилась. Например, а почему ты так решил? Куда вы пошли?
- Продолжите разговор игрой.
Например, дошкольник сказал, что на фото кошка. Попросите его придумать ей имя, помяукать, сами активно участвуйте в изображении животного, развивая сюжет игры.
- Обсуждайте яркие моменты из жизни, произошедшие недавно.
Поход в кино, посещение театра вместе с ребенком — хороший повод для обмена мнениями. Для лечения важно, чтобы ребенок участвовал в обсуждаемой истории, а не просто знал о ней от третьего лица.
- Фантазируйте, планируйте будущее.
Стройте планы на отпуск, придумывайте сказки. За основу берите уже известные истории или героев.
Использовать эту методику лечения речевого нарушения как четкие спланированные занятия не эффективно. Коррекция в домашних условиях должна проводиться исподволь, но регулярно. Лечить малыша медикаментозно можно только по рекомендациям специалиста.
Давать однозначно отрицательную оценку эхолалии у детей неправильно. При некоторых заболеваниях она служит мостиком для выстраивания контакта с миром. Бороться нужно не с привычкой повторять, а с причинами такого поведения.