Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему «Зима»

Данный конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе детского сада может быть использован воспитателем как в полном, так и в сокращенном виде, частично. Он подходит педагогам и логопедам для работы с подгруппами детей.

Картинка зима

Задачи

Конспект логопедического занятия на тему «Зима» содержит следующие задачи:

  1. Закрепить и дополнить знания детей об основных и второстепенных признаках одного из времен года — зимы.
  2. Совершенствовать навыки самостоятельного составления рассказа с опорой, используя мнемотаблицы для ответов.
  3. Закрепить представления детей о согласных и гласных звуках, вспомнить различия между ними.
  4. Выучить новые речевые игры по теме.
  5. Тренировать способность детей подбирать описательные прилагательные и антонимы к словам.
  6. Развивать логическое мышление, воображение, внимание детей

Методические приемы

  • прием «незаконченный рассказ»;
  • использование мнемотаблицы и карточек с пиктограммами;
  • применение игровых сюрпризных моментов, рифмованного материала;
  • чередование индивидуальных и фронтальных заданий.

Материал (оборудование)

  • одна из мнемотаблиц для описания сезона (зима);
  • набор карточек-пиктограмм для составления рассказа «Откуда берется снег»;
  • белый мячик-снежок;
  • игрушечные сани и кукла в костюме Зимы.

Ход занятия

Вводная часть

Это открытое логопедическое занятие в подготовительной группе лучше всего проводить как итоговое по теме Зима.

Воспитатель включает «Вальс снежинок», дети входят в группу и рассаживаются по своим местам. Педагог приветствует детей, всех гостей. Затем обращает внимание на то, что на столе появилась необычная большая снежинка. Все видят, что на ней есть слова и педагог читает их:

«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я очень соскучилась. Совсем скоро мы увидимся, а пока помогите моим помощницам-снежинкам, научите их веселой зарядке, чтобы быстрее летали и мне помогали!»

Педагог предлагает детям угадать автора письма, дает им загадку-подсказку:

«Я — хозяйка лютой стужи,
Со снежинками мы дружим,
Ветры — кони у меня,
С декабря до февраля.»

Дети угадывают время года, а воспитатель предлагает им всем тоже поиграть со снежинками.

Дыхательная гимнастика

«Снежинка на носу»

Широкий язык «чашечкой» поднимается к верхней губе и направленная воздушная струя поднимает вверх «снежинку» с носа ребенка.

Педагог собирает снежинки и после этого обращает внимание всех на большой конверт, которые появился на доске.

Игра «Зимние звуки»

По одной достает из него картинки, просит детей назвать изображенную букву и звук, соответствующий ей. Дети «тянут» звуки З, С, Ш, У. Педагог просит вспомнить, что издает похожие «зимние» звуки на улице (ветер, поземка, деревья, волк). Предлагает назвать среди четырех звуков «лишний» (которым будет гласный звук У). Дети объясняют свой ответ, вспоминая различия между гласными и согласными.

Игра «Снежок»

Белый шарик передается по кругу и дети называют какой-нибудь признак настоящего «снежка». Педагог обращается к каждому с вопросом: «У тебя снежок какой?» Дети подбирают описательные прилагательные: твердый, плотный, округлый, гладкий, холодный и т. п.

Игра «Чем похожи?»

Воспитатель просит детей назвать сходства и различия между снежком и снежинкой. Спрашивает о том, почему эти слова похоже звучат.

Минутка поэзии

Педагог читает детям стихотворение «Кто вяжет снежинки?» (Н. Родивилина)

Совместное составление рассказа

Педагог предлагает детям вспомнить о том, откуда появляются настоящие снежинки. Она начинает рассказ, воспитанники дополняют:

«В реках, морях, океанах много …..(воды). Солнышко нагревает ее и маленькие капельки поднимаются с поверхности водоемов ….. (вверх). Много воды испаряется на Земле. Вся она поднимается высоко, к облакам. Там очень холодно и капельки … (замерзают). Они становятся крошечными …. (льдинками). Если льдинки встречаются друг с другом, то они соединяются. Так получаются ….. (снежинки). Если они становятся такими большими, что уже не могут свободно летать в воздухе, то они ….. (падают на землю). Мы видим, что начался …. (снегопад).

Если конспект используется для открытого логопедического занятия в подготовительной группе, то следует заранее подготовить для детей картинки-подсказки, чтобы избежать длительных пауз между ответами.

Физминутка

Педагог говорит: «Давайте мы сейчас тоже устроим в группе небольшой снегопад». Все встают в круг. Воспитатель читает стихотворение и показывать движения, соответствующие строчкам. Дети повторяют за взрослым.

Снегопад снегопад, (дети кружатся на месте)
Хлопья белые летят. (поднимают ладошки и опускают их на пол)
Попадают на ребят, (дети прижимают ладошки к голове, плечам, локтям, коленкам)
На ребят и на зверят.
На лисят, (встаем на цыпочки, «крадемся» на носочках, «лапки» сложены перед грудью)
На зайчат (делаем «ушки» и прыгаем на месте)
На бельчат, (прыгаем на корточках)
На волчат (бежим по кругу )
Все белым-бело кругом, (делаем руками круговые движения)
Мы по снегу все пойдем (идем шагом по кругу, друг за другом)
Друг за другом, а потом
Снова сядем все рядком. (рассаживаются на места)

Любое логопедическое занятие в подготовительной группе,  должно включать тематическую физминутку, лучше всего — в стихотворной форме.

Игра «Зимой бывает — не бывает!»

Раздается мелодичный звон и в группе появляются игрушечные сани с нарядной куклой-Зимой. Она приветствует всех и просит детей назвать приметы самого холодного времени года. Дети перечисляют признаки (изменения в природе, игры и виды спорта на открытом воздухе, поведение животных и птиц, Новый год). Для ответов используется мнемотаблица «Что бывает зимой», заранее подготовленная для логопедического занятия по теме Зима и знакомая детям.

Составление рассказа «Откуда берется снег» (с помощью пиктограмм)

Педагог просит детей рассказать о том, откуда на самом деле берется снег. Она раскладывает на столе карточки-подсказки в нужном порядке. Затем называет имя ребенка, который подходит к столу и открывает ближайшую карточку. На них схематично изображен процесс появления снега: вода-пар-тучи-снегопад.

Игра « Скажи наоборот!»

Педагог берет мяч-снежок и бросает его одному из детей, предлагая назвать противоположное слово тому, которое она произнесет. Антонимы нужно подобрать к «зимним» словам: холодный, пасмурный, колючий, рыхлый. Найти различные варианты таких слов можно в специальных пособиях. Например, у Лиманской и других авторов. Можно предложить детям добавлять к прилагательному подходящее существительное.

Заключение

Логопедическое занятие по теме «Зима» заканчивается тем, что кукла благодарит детей за ответы и прощается с ними. Педагог предлагает детям подумать и назвать то, что они больше всего любят делать зимой. Дети отвечают. Воспитатель последним называет «кататься на лыжах» и вся группа, попращавшись с гостями, «уезжает» из зала. Занятие заканчивается.

Рейтинг автора
3
Автор статьи
Федорова Екатерина
логопед-дефектолог
Написано статей
27