Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]

Занятие по звуку р

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р].

Структура занятия

  • Время: 20 минут.
  • Цель: Автоматизация звука [Р] во фразах.
  • Задачи: ввести звук [Р] во фразовую речь; научить ребенка правильному речевому дыханию; формировать правильный артикуляционный уклад; развивать фонематический слух.
  • Оборудование: зеркало, игрушка красная машинка, тигр, слон, картинки, трубочка и стакан с водой.

Ход занятия

Ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]:

Организационный момент

Добрый день! На прошлых занятиях к нам приезжала красная машинка, в этот раз она приехала не одна, а вместе с тигром. Давай поздороваемся с ними. Мы будем сегодня с ними путешествовать по Африке. Для начала отправимся на Занзибару, там все жители очень любят делать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Каждое занятие по автоматизации звука [Р] начинается с артикуляционной гимнастики:

  • Улыбаемся мы шире,
    Чтоб видны нам зубы были.

(Заборчик – губы разомкнуты, растянуты в улыбке, зубы сомкнуты).

  • Маму радовать мы будем —
    Улыбнемся, поцелуем.

(Чередуются упражнения трубочка-улыбка, каждое выполняется по 3 секунды).

  • Язычок наш станет кистью
    И забор покрасит быстро.

(Почистим верхние зубы – рот приоткрыт, язык двигается вправо-влево, нижняя челюсть остается в статичном положении).

  • Маляром стал язычок,
    Сейчас покрасит потолок.

(Маляр – кончиком широкого языка надо водить по небу вперед-назад).

  • Котик губку облизал,
    Язычок свой показал.

(Вкусное варенье — широким языком облизать сверху вниз только верхнюю губу, рот открыт, нижние зубы не поддерживают язык).

  • Вместе в лес гулять пошли
    И грибочек там нашли.

(Грибок – широкий язык поднять вверх, прижать к небу, рот открыть).

  • И пойдем играть в футбол,
    Всем забьем сейчас мы гол!

(Загони мяч в ворота — в ворота из кубиков задуть вату воздушной струей, вытянув губы вперед. Щеки при этом не надувать).

  • Языком поцокаем,
    Как лошадки топаем.

(Лошадка – улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком по небу, нижняя челюсть должна быть неподвижна, если не получается, то можно придерживать руками).

  • Как индюшки-болтушки
    Балаболить будем дружно.

(Индюшка – широким языком быстро водить языком вперед-назад по верхней губе, произнося «бл-бл-бл»).

  • Сыграем на гармошке
    Песню про Антошку.

(Гармошка – широкий язык «присосать» к небу, не отпуская языка открывать и закрывать рот).

  • Барабанить я люблю:
    «Д-д-д», — всем говорю.

(Барабан – открыть рот, улыбнуться, кончиком широкого языка «стучать» по альвеолам со звуком «Д-д-д).

Дыхательная гимнастика

Теперь мы искупаемся в реке Нил.

Для этого бери стакан с водой из реки и трубочку, а затем дуй, чтобы получились пузыри.

Развитие фонематического слуха

Тигр живет в Саванне, он любит бегать по прериям и рычать. Его любимый звук, как ты уже догадался [Р]. Помимо этого, он очень любит слова с этим звуком. Помоги тигру найти и повторить их.

Я буду читать фразы, а ты называй только те слова, в которых есть любимый звук тигра.

Зубастый крокодил, египетская пирамида, бескрайнее море, Красная Шапочка, высокие горы, широкая река, яркое солнце, мирное небо, зеленая трава, узкая тропинка, дальняя дорога, быстрый гепард, жираф с длинной шеей, жаркий день.

При необходимости объяснить ребенку значение незнакомых для него слов.

Автоматизация звука во фразовой речи

А теперь мы приехали в гости к давнему хорошему другу тигра – африканскому слону. Этот вид слонов считается самым крупным в мире. А еще он очень умный и даже умеет считать. Давай посчитаем вместе со слоном.

  • Один огромный тигр, два огромных тигра, пять огромных тигров;
  • один пиратский парус, два пиратских паруса, пять пиратских парусов;
  • одна красная рукавица, две красные рукавицы, пять красных рукавиц;
  • одна пара роликовых коньков, две пары роликовых коньков, пять пар роликовых коньков.

Итог занятия

Как хорошо путешествовать с новыми друзьями, но пора возвращаться домой. Мы увидимся с тигром, красной машинкой и африканским слоном в следующий раз.

Домашнее задание

Повтори дома с мамой фразы: у верблюда горб, черное фортепиано, корона королевы, розовый шар, корабли в порту, огромный телевизор.

Посмотрите несколько видео индивидуальных логопедических занятий по автоматизации звука [Р]:


Рейтинг автора
0
Логопед Ольга Бажина
Автор статьи
Бажина Ольга
логопед, учитель начальных классов
Написано статей
1