Дифференциация звуков С — Ш

Дифференциация звуков [С — Ш] — это один из этапов коррекционной работы по устранению речевого дефекта с заменой согласных. Такие занятия необходимы детям, которые говорят «СыСка» вместо «ШиШка», «Шам», а не «Сам». Целью уроков и игр по дифференциации звуков [С — Ш] становится выработка стойкого навыка употребления этих фонем в речи, без замен, смешения. Достичь поставленных целей помогают простые упражнения для детей.

Артикуляция звуков

Артикуляция — это работа речевых органов при звукопроизношении. Правильное положение губ, языка, сила воздушной струи играют важную роль для формирования красивой, чистой речи. Если артикуляция звуков [С — Ш] нарушена, логопед обучает ребенка их произносить верно, а уже потом автоматизирует и добивается дифференциации.

Звук С

Эту фонему нужно научиться произносить твердо [С] и мягко [С’].

Положение речевых органов будет немного отличаться:

  1. Растяните губы, слегка прижмите их к зубам.
  2. Зубы на разжимайте сильно, максимум на 1 мм.
  3. Язык держите широким, прижмите кончик к нижним резцам.
  4. Выгните спинку языка так, чтобы посредине проходил желобок.
  5. Бока прижмите к коренным зубам, чтоб воздух не проходил мимо спинки языка.
  6. Воздух выдыхайте холодным, направляйте его вниз по желобку через зубы.
  7. Для артикуляции мягкого [С’] растяните губы чуть больше, выгните спинку языка и напрягите его мышцы. Воздух выдыхайте резко, коротко, кончик слегка на внутреннюю часть нижних зубов.

Звук Ш

Обратите внимание на положение губ, языка, силу и направление воздушной струи:

  1. Округлите губы, вытяните их вперед.
  2. Откройте рот так, чтобы между зубами было расстояние не больше 1 мм.
  3. Язык держите лопаткой, широкий. Приподнимите его к верхним альвеолам. Касаться зубов нельзя.
  4. Выдыхайте медленно, струя теплая, обильная.

Читайте также: Постановка звука Ш

В норме звук [С] дети учатся самостоятельно говорить правильно в 2-2,5 года, [Ш] — в 3,5. На практике нарушения артикуляции, дифференциации [С — Ш] встречаются у дошкольников и позже 5 лет.

Дифференциация звуков

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С — Ш] выполните с ребенком комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие  и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.

В прямых слогах

Тренировка верного произношения звуков [С] — [Ш] ведется одновременно. Дети с подобными нарушениями речи путают эти фонемы в свободных высказываниях, поэтому важно довести коррекцию до автоматизма.

Для дифференциации звуков [С] — [Ш] в прямых слогах:

СА — ША       ША — СА
СО — ШО       ШО — СО
СУ — ШУ        ШУ — СУ
СЫ — ШИ       ШИ — СЫ
СЕ — ШЕ         ШЕ — СЕ

Автоматизация с в прямых слогах

Прямые слоги со звуком ш

Прямые слоги можно повторять за логопедом или считывать с листа, книги. Если работает с группой, распечатайте детям карточки, пусть проговаривают хором. Обязательно контролируйте четкость выполнения задания. Если ребенок затрудняется с артикуляцией мягкого [С’], готовьте упражнения индивидуально, включайте в ряд большое количество сочетаний с гласными [И], [Е].

В обратных слогах

АОУИЫЕЭ
САСОСУСИСЫСЕСЭС
ШАШОШУШИШЫШЕШЭШ

Автоматизация с в обратных слогах

Обратные слоги со звуком ш

Группируйте буквосочетания парами в любой последовательности. Для индивидуальных занятий с дошкольником опирайтесь на особенности его речи, трудности с артикуляцией и различением.

АШ-АС УШ-УС ИШ-ИС ЕШ-ЕС ЫШ-ЫС ОШ-ОС ЭШ-ЭС
АС-АШ УС-УШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ ЫС-ЫШ ОС-ОШ ЭС-ЭШ
УШ-УС ИШ-УС АШ-УС ЕШ-УС ЫШ-УС ОШ-УС ЭШ-УС

Для старших дошкольников можно использовать сочетания со всеми йотированными гласными:

ЕЁЮЯ
СЕСЁСЮСЯС
ШЕШЁШЮШЯШ

ЕШ — ЕС         ЕС — ЕШ
ЁШ — ЁС         ЁС — ЁШ
ЮШ — ЮС      ЮС — ЮШ
ЯШ — ЯС         ЯС — ЯШ

ЯС-ЯШ ЯС-ЮШ ЯС-ЕШ ЯС-ЁШ
ЯШ-ЯС ЯШ-ЮС ЯШ-ЕС ЯШ-ЁС
ОШ-ОС УШ-УС ИШ-ИС ЯШ-АС ЮШ-УС

Важно! На первых занятиях со слогами не торопите детей. Доводите чтение и произношение до автоматизма 3-4 урока. На 5-6 занятии скорость увеличится самостоятельно без дополнительного подталкивания в 2-3 раза.

В интервокальных слогах

Это задания на чтение слогов с двумя гласными и нужной согласной между ними. Сначала составьте примеры с фонемами А, О, У, Э, И, Ы, потом с йотированными Е, Ё, Ю, Я. В результате получится более 100 вариантов карточек.

АСА-АША           ОСА-ОША         УСА-УША             ЭСА-ЭША     ИСА-ИША     ЫСА-ЫША
АСА-ЕША           ЁСА-ЁША          ЮСА-ЮША           ЯСА-ЯША
УСУ-УШУ           АСА-АША          ОСО-ОШО            ЭСЭ-ЭШЕ      ИСИ-ИШИ     ЫСЫ-ЫШИ
ЕСЕ-ЕШЕ            ЁСЁ-ЁШО           ЮСЮ-ЮШУ          ЯСЯ-ЯША
ЫШИ-ЫСИ        АШИ-АСИ          ОСИ-ОШИ            ЭСИ-ЭШИ      ЫСИ-ИШИ    ИСИ-ИШИ
ЁСИ-ЁШИ           ЕСИ-ЕШИ          ЮСИ-ЮШИ           ЯСИ-ЯШИ

В закрытых слогах

Такие задания помогают ребенку дифференцировать фонемы [с], [ш] одновременно в конце и начале слогов, слов. Это сложно, от детей требуется повышенное внимание, поэтому применяется со второго — третьего коррекционного занятия.
Логопедический материал демонстрируйте на отдельных карточках с одним слогом или давайте читать сразу все. Буквосочетаний в закрытых слогах получается немного:

АОУИЫЭЕЁЮЯ
САССОССУССИССЫССЭССЕССЁССЮССЯС
САШСОШСУШСИШСЫШСЭШСЕШСЕШСЮШСЯШ
ШАШШОШШУШШИШШЭШШЕШ
ШАСШОСШУСШИ[ы]СШЭСШЕС

Для работы в группе удобно использовать презентации со слогами, словами, предложениями. Можно читать логопедический материал хором или спрашивать индивидуально, остальные в это время проговаривают про себя.

В словах

В начале слова:

Предложите придумать слова на определенный слог.

ША — шарик, шапка, шарф.
СА — санки, сам, сарай.
СУ — сумка, сундук, сургуч.
ШИ — шило, шифр, широта.

Буква в начале слова:

Саша, Сом, Сырок, Сирень, Софа, Соня, Сахар.
Шрам, Шорты, Шлем, Шпик, Шифон.

В середине слова:

КаШалот, корШун, маШем, коШелек.
ПеСок, неСу, труСы, раСшумелСя.

В конце слова:

МорС, ворС, торС уС.
КамыШ, ландыШ, гуляШ, береШь.

В одном слове:

СуШки, СлуШать, труСиШка, уСпеШно, веСнуШки.

Дети должны произносить слова, звуки четко. Сначала в медленном темпе, потом в быстром. Значения неизвестных для дошкольников слов уточняйте заранее.

В словосочетаниях

Дифференциация звуков «С»- «Ш» в словосочетаниях:

Сильный шмель                           Послушный крошка
Шапка лисья                                 Душистый ландыш
Прошлогодний снежок              У солдата шинель
Смешной шепот                           Шепот листьев
Сушим сухари                               Крошечный сом
Веселая пастушка                       Хорошая шутка
Красивые волнушки                   Шумный шаг
Пенистый шампунчик                Широкий сарафан

Произносить слоги, слова парами:

Приготовьте карточки со словами. Материал лучше расположить столбиками:

ШО — СО                                     ША — СА
мешок-волосок                       салат — шалаш
кусок-пушок                             шапка — сайка
носок-шорох                             мешать — писать

ШУ — СУ                                      ШИ — СИ
шубка-сушка                             шить — сито
пашу- несу                                 сирень — широта
вешу-сушу                                 решил — спросил

ОШ — ОС                                      АШ — АС
пошла — росла                          шалаш — матрас
грош — рос                                 кашка — каска

Произносить слова со звуками [C] и [Ш]

Слова распечатывайте текстом или столбцами. Для групповых в средней группе занятий можно вывести материал на слайд и сопровождать слова картинками:

Шубка, сумка, шелест, сельд, шорох, сорта, Сашенька, сушки, успешно, спешить, душистый, смешинка, смешу, сушу, сынишка, шоссе, шесть, солнышко, стеклышко, стишок, смешок, кошу, свыше.

После прочтения попросите детей составить предложения с группой слов. Например, из 3 слов: солнышко, мышь, шесть:

  • Шесть мышат на солнышке лежат.
  • В шесть утра проснулись мышата, чтобы погреться на летнем солнышке.

В предложениях

Детям нужно прочитать, повторить предложения и проспрягать их устно:

  1. Я слышу шум — я слушаю шум — я слушал шум — мы слушаем шум — они слушают шум …
  2. Я вымыл миску с кашей — мы вымыли миску с кашей — они вымыли миску с кашей …
  3. Я сушу шубу — мы сушим шубу — ты сушишь шубу- вы сушите шубу — он сушит шубу — они сушат шубу…

В качестве речевого материала для чтения и говорения без изменений по временам и лицам используйте предложения из 3-5 слов:

  • Лукошко повесили на окошко.
  • У Саша есть шубка и шапка.
  • Шесть щенят есть хотят.
  • Широкое перед Соней шоссе.
  • Петушок сел на шест.
  • Каша с киселем на завтрак.
  • Шура шила шубу.
  • Сквозь зеленое стеклышко смотрим мы на солнышко.
  • Шалаш построили на песке шустрые малыши.
  • В болотной глуши шелестят камыши.

Скороговорки

Для дошкольников 4-5 лет подходят простые чистоговорки из 3-4 слов:

  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Шишки растут на сосне.
  • Сняла Саша шапку.
  • Мыши в шалаше шуршат.

Добивайтесь внятного, быстрого произнесения всех звуков. Скороговорки можно использовать как разминку в начале и конце занятия по дифференциации звуков [с] и [ш], давать на дом для заучивания группами.

Дошкольникам от 5 лет подбирайте более сложные скороговорки из 5-10 слов:

  • Клали Маше кашу с простоквашей, съела Маша только простоквашу.
  • На опушке в избушке жили старушки — веселушки. У каждой по кошке.
  • У Вани рубашка, на рубашки шесть кармашков.
  • У Сани в кармашке шишки, сушки, сухари да шашки.

Пословицы и поговорки

Перед заучиванием пословиц и поговорок обсудите с детьми их значение, поясните незнакомые слова:

Шерсть стриги, но шкуру не дери.
Шила в мешке не таи, все равно не утаишь.
Шутка шуткой, а дело делай.
Шьет, а нитки все наружу вышли.
С богатым не тягайся кошельком, с сильным не борись кулаком.
С бешеной собаки, хоть шерсти взять клок.
С воза упало, считай, совсем пропало.
Слушали старушки, как шуршат мыши и кукуют кукушки.

Тексты

Распечатанные тексты читает педагог, дети слушают и пересказывают.

Шиповник

Был у Маши садик. Там рос красивый шиповник. С одного бока — цветы красные. С другого — розовые. Шмели шуршали в его листьях, пчелки собирали вкусный нектар. Маша поливала шиповник каждое утро. Но прикасаться к листьям, веткам и цветам боялась, слишком колючие они. Стал шиповник расти, разрастаться. Широко раскинулся на садик, другим цветам и кустам места не стало. Пожурила Маша шиповник, кышь, говорит, к себе на место.

Если дети затрудняются с пересказом на основе услышанного, задавайте вопросы по содержанию истории. Например, где рос шиповник? Шиповник рос в саду. Кто поливал шиповник и когда? Маша поливала шиповник каждое утро.

Шустрый мышонок и собачка Сима

Жили-были два друга: мышонок и щенок Симка. Оба были веселые и шустрые. Очень любили они играть с камышами, шариками и шишками. Раз нашли друзья большие камыши. Распушили их, смешно летали пушинки вокруг будто снег. Спрашивает мама Мышонка:
— Кто намусорил камышом? Вы?
Отвечают мышонок и собачка Сима:
— Не волнуйся, мама Мышь. Мы не боимся уборки. Унесем пушинки, соберем шустро камыши сами.
Вот какие помощники растут!

На заметку! Дополнительным заданием к тексту может быть: рисование в тетради по сюжету истории, придумывание продолжения рассказа.

Стихотворения

Учите с детьми в группе или давайте в качестве домашнего задания:

***
Пушистый ушастик,
Пушистый комок
По опушке прыг да скок.

***
Мышки зернышки едят,
Да усами шевелят.

***
Ах, какую кашу
Вам сварила Маша!
Нет сытнее каши,
Чем у нашей Маши.

***
Мило поля, вдоль опушки
Мимо шумных тополей
Шли веселые старушки
В гости к внученьке своей.

***
Мчатся по шоссе машины,
громко шинами шурша.
Смотрят дети из кабины,
Эх, дорого, хороша!

***
Сладко спит в берлоге….(мишка)
На сосне большая ….(шишка).
Вот проснется наш…(медведь)
Станет громко он ….(реветь).

***
Мы рубашку сшили мишке,
И сошьем скорей штанишки.
Где же нам карман пришить,
Что б сухарик положить.

***
На плите сварилась каша,
Где большая миска наша.
Будем кашу уплетать
И бабулю целовать.

Видео-уроки

Картотека заданий по дифференциация звуков [С], [Ш]  является эффективным подспорьем в коррекции артикуляционных нарушений у детей детсадовского возраста и младших дошкольников. Ошибочное звукопроизношение нужно устранять вовремя, чтобы оно не стали причиной дисграфии в будущем.

Рейтинг автора
3
Анна Ровенская учитель
Автор статьи
Анна Ровенская
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
38