Рисунки ко Дню Космонавтики: 100 идей

Традиционно День космонавтики отмечают 12 апреля. Накануне праздника в детский садах и школах проводят занятия и уроки, посвященные теме космоса. Дошкольники и дети в начальных классах мастерят поделки, открытки, рисуют рисунки.

В День космонавтики детям напоминают о вкладе страны в освоение космоса и подвиге первопроходцев. Обязательно рассказывают и о личности Юрия Гагарина, к годовщине полета которого и приурочен праздник.

Кульминацией мероприятий становятся выставки поделок и рисунков посвященных Дню космонавтики.  Чтобы рисунок не был банальным, стоит заранее присмотреть идеи и варианты реализации.

Легкие рисунки для дошкольников

У малышей восприятие мира конкретное, а космос — далекая абстракция. Они пока с трудом фантазируют, а в играх просто копируют знакомые сцены и предметы. Поэтому, предлагая создавать рисунки на день космонавтики, преподавателю придется провести большую подготовительную работу.

Это может быть:

  • рассказ про космос с демонстрацией звездного неба;
  • демонстрация макета солнечной системы;
  • знакомство с понятиями «планета», «спутник», «комета», «ракета», «луноход»;
  • просмотр мультика про Белку и Стрелку с предварительным рассказом и об этих покорителях космоса.

Детального разбора технических конструкций не подразумевается. О персоналиях рассказывается кратко, хотя общее понимание, что такие Юрий Гагарин и Сергей Королев, дать можно, показав и портреты героев.

В зависимости от того, что было представлено на предварительных теоретических занятиях, строится и практика. Дети могут рисовать ракеты и луноходы или космические пейзажи, копировать сцены из мультфильма или делать поздравительные открытки ко Дню Космонавтики.

«Мастер-класс Космическая ракета пошагово»

Дети дошкольного возраста могут нарисовать ракету мультяшной, но основные ее детали быть видны на рисунке. Поэтому их можно сначала показать и описать на примере реального изображения корабля Восток:

  • основную часть;
  • головной обтекатель;
  • сопла двигателей нижней ступени;
  • иллюминаторы.

Затем те же детали с малышами рисуются поэтапно. К этому моменту реальное изображение нужно брать, чтобы пропорции не мешали повторять изображение за преподавателем.

Мультяшный рисунок на день космонавтики «ракета» пошагово:

  1. Овал — основная часть. Можно чуть расширить его в верхней части. Направление ракеты нужно выбрать заранее — будет она лететь в космическом пространстве или стоять на стартовом столе перед вылетом. Во втором случае нужно подчеркнуть, как важно расположить ракету строго вертикально.
  2. Уголки-опоры, они же турбины первой ступени. Важно подчеркнуть, что они симметричные, поэтому должны начинаться на одном уровне. С детьми младшего возраста турбины можно нарисовать только две — справа и слева от основной части. Дети чуть постарше могут изобразить и третью, которая практически не видна, потому что направлена к зрителю.
  3. Для декоративности ракету можно разделить на части, подчеркнуть третью ступень с иллюминаторами и отделяющуюся часть.

После нанесения основных контуров можно дать время для фантазий, — предложить детям самостоятельно раскрасить ракету, нарисовать фон — космический пейзаж или панораму стартовой площадки. Желательно также заранее показать примеры и подтолкнуть к основной идее рисунка.

Ракету можно нарисовать также другими способами:

Рисунки карандашом

Техника рисования карандашом подразумевает четкие границы и штриховку. Сначала детям предлагается разметить лист — найти удачное положение задуманным элементами, потом набросать их контуры.

Следующий этап — раскрашивание. Детям можно показать, как давлением на карандаш и плотностью штриховки можно сделать изображение более плотным или более ярким.

Еще один прием, который можно использовать, рисуя карандашами, — размывка или растушевка. Акварельные карандаши заранее рассчитаны на такую технику, но и обычные хорошо растираются, если сделать это ватным диском. Так изображение космического пространства будет более эффектным.

С детьми младших групп детского сада можно выбрать упрощенную технику работы — нарисовать только контуры или только раскрасить. В последнем случае можно заранее распечатать готовые раскраски с ракетами и спутниками.

Ракета раскраска

Читайте также: Рисунки на Пасху для детей

Рисунки красками

Техника работы красками напрямую зависит от вида материала. Дошколята в садике могут работать с акварелью, гуашью или пальчиковыми красками. В первом случае рисунки получаются более прозрачными, во втором — плотными, яркими. Именно поэтому в первом случае стоит предложить земной пейзаж, а во втором — вид темного космического пространства с яркими звездами и солнечными всполохами.

Как и при работе с карандашами, важно заранее обсудить композицию. Перекрыть темный фон космических глубин и нарисовать более светлые планеты и ракету не получится. Поэтому для такого рисунка нужно сначала нарисовать элементы, а потом аккуратно обвести их темно-синим и фиолетовым фоном.

Космос красками

При работе с акварельными красками можно сначала заполнить пространство — изобразить перетекающие тона галактик. Взяв чуть плотнее краску, ракету и лунные кратеры можно нарисовать уже поверх фона.

Ракета красками

Рисунки для детей 1-2 класса

В начальной школе на уроках изобразительного искусства дети знакомятся с понятиями перспективы и компоновки. Одновременно растет и объем знаний по теме космоса.

Рисунки становятся более сложными, детальными, из них исчезают технические ошибки. Одновременно появляется и абстрактное мышление, символизм — планеты могут дружить и ссориться.

Принцип работы с детьми остается прежним. Прежде чем начинать создавать рисунок на день космонавтики, дети смотрят учебные фильмы, расширяют объем знаний по теме. Их уже можно познакомить с подробностями космической эпопеи:

  • рассказать не только о первом полете, но и о первом выходе в открытый космос;
  • познакомить с историей первой женщины космонавта;
  • показать виды космической станции и рассказать о ее роли в исследовании мира;
  • упомянуть о высадке на луну и перспективах дальнейшего исследования планет.

Так как основные термины и пиктограммы детям уже знакомы, можно дать больше пространства для фантазии в сюжетах. Предложить самим продумать сценарий — куда летит изображенная ракета, какова цель исследования и что увидят астронавты.

Рисунок ракеты

Рисунки ко дню космонавтики — отличная возможность педагога затронуть сразу несколько изобразительных приемов.

Первый — многоцветность и перетекание красок. Космос неоднороден, в чем дети могут убедиться при просмотре слайдов, и сложные сочетания и перетекания цветов украшают композицию. Второй прием — работа со светом и тенью особенно наглядна именно на сферических формах. Изображая планеты, дети учатся делать картинку объемной.

Рисунок планеты

Мастер-класс «Как нарисовать луноход пошагово»

В начале занятия нужно познакомить детей со значимостью такой техники и показать реальные примеры. Дети должны понимать, какую роль луноходы или марсоходы играют в освоении других планет. Это позволит им самим придумать конструкцию — добавить окуляры видеокамер или манипуляторы для сбора грунта.

Стоит обратить внимание и на сложность перемещения таких транспортных средств, сравнив их с гусеничными тракторами и вездеходами. Это также отразится в рисунках.

После этого можно приступать к работе над самим рисунком:

  1. Намечаем размеры и форму лунохода, выбирая его расположение и роль. Если этот элемент картины основной, он должен занимать не менее 50% выбранного листа бумаги.
  2. Отмечаем горизонт, одновременно продумывая, на каком ландшафте техника будет стоять, где будут обязательные для лунного пейзажа кратеры и попадет ли в кадр станция, которая отправила технику на луну, или космонавты.
  3. При изображении самого лунохода начинаем с двух основных частей — гусениц или колесного блока и корпуса. Намечаем рельеф, детали, функциональные отверстия.
  4. Дорисовываем манипуляторы (клешни как у краба, зажимы), название, надписи, значки принадлежности к странам.

При желании можно вспомнить фильм Вилли и одушевить машину. Последний этап — раскрашивание. Дети уже умеют рисовать тени и блики, что помогает сделать изображение сложным и зрелищным.

Другие идеи

Во время уроков художественного творчества дети обычно работают с одинаковыми материалами и инструментами. Обычно это краски и кисточка. Но на конкурс рисунков ко Дню космонавтики стоит предложить что-то более зрелищное и необычное. Одна их таких техник, удачно сочетающаяся с темой космоса, — гравюра.

Пошаговое выполнение:

  1. На листе бумаги создается абстрактный яркий фон краски в хаотичном порядке смешиваются между собой. Главное — ограничиться яркими цветами (желтый, красный, оранжевый), не превращая полотно в грязь.
  2. Фон сушим. Обычной свечкой (косметическим парафином) плотно натираем раскрашенную бумагу. Слой парафина должен покрыть всю бумагу.
  3. Черной краской перекрываем парафиновый слой. Краска должна лечь также плотно. Заготовку снова сушим.

Рисунок на такое полотно можно наносить карандашом (он не будет оставлять на парафине следа), палочкой или зубочисткой. Задача — снять черный слой с частью парафина, чтобы проявились оттенки фона. Такая техника делает картину необычной и сложной.

Перед работой стоит потренироваться — набросать черновик карандашом на обычном листе. Поправить огрехи на гравюре будет значительно сложнее.

Гравюра ракеты

Гравюра космос

Еще одна красивая и запоминающаяся техника изображения космоса — рисунок красками на мятой бумаге. Легкий прием позволяет сделать фон сложным и необычным. Планеты стоит нарисовать заранее привычным способом, но потом альбомный лист (рыхлая бумага) надо смять и расправить. После расправления красками покрываем пустые площади простой растушевкой. Из-за поврежденных волокон краска ляжет неравномерно.

Звезды на таком фоне тоже можно сделать необычно — с помощью расчески или зубной щетки распылить мелкие белые или ярко-желтые брызги. Для выставки ее стоит вставить в рамку со стеклом или аккуратно наклеить на картон.

Космос на мятой бумаге

Рисунки для 3-4 класса

К окончанию начальной школы в арсенале детей уже не только конкретные знания об устройстве вселенной, но и художественные приемы.

Они понимают роль и устройство космического скафандра, понимают разницу между венерой и сатурном. Их интересуют черные дыры, а кто-то уже успел побывать в аэротрубе и на себе почувствовать эффект невесомости.

Это отражается и в работах — они становятся детальнее, техничнее, сложнее. У техники появляются пропорции, перспектива.

Заинтересовать детей можно и мистической историей — рассказами про инопланетян и попытки выйти с ними на связь.

Работая с этой темой, важно акцентировать внимание только на положительных сторонах возможного контакта, чтобы не напугать самых впечатлительных.

Интересным заданием будет предложение изобразить представителей разных планет.

Рисунок инопланетян

Рисунок ракеты и планеты

Сложность рисунков в этом возрасте может быть разная. Дети, которые ходят в художественные студии, делают более серьезные работы. Тем, кто слабо работает карандашом и краской, можно предлагать вспомогательные элементы — шаблоны, картинки для срисовывания.

В случае изображения сложной техники можно разрешить взять линейку, хотя для обычных занятий от нее стоит отказаться, — так у детей быстрее появятся навыки рисования «живой» линией, сформируется устойчивая мелкая моторика.

Идеи для срисовки

В начальных классах от срисовывания стараются отказываться, чтобы развивать творческое мышление детей. Но в 10-11 лет можно научить тинейджеров и технике переноса изображения по клеточкам. Это поможет в будущем оформлять предметы и без труда менять пропорции рисунков, сохраняя авторскую задумку и стиль.

Для копирования берутся достаточно сложные элементы — конструкции и модели, которые вручную нарисовать значительно сложнее, или портреты, чтобы добиться сходства.

Скопированные элементы можно смело сочетать с фантазийными. Примеры таких работ можно тоже показать заранее.

Срисовка на тему космоса

Срисовка ракеты

Читайте также: Пасхальные картинки для детей

Раскраски и трафареты

Тема космоса безгранична, как и само космическое пространство. Главное в работе с такой тематикой — дать учащимся возможность самостоятельно найти идеи, подсказав только пути реализации. В этом случае на школьной выставке будут не однотипные авторские оригинальные работы.